Стр. 24 - 2

Упрощенная HTML-версия

3.
Исследователь создает условия, в которых психологический факт может
отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для него, может
быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.
Задание 3.Расклассифицируйте методики следующего списка по трем
основаниям:
а) по цели применения, б) по процедуре проведения, в) по содержанию.
Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты достижения,
социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные
тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты
установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции,
аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе,
клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической
совместимости, опросники, тесты "карандаш - бумага", интеллектуальные тесты,
экспертные оценки, диагностика темперамента.
Задание 4. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя
особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества
и недостатки обоих видов обследования.
Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и
задания; возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета
случайных факторов (болезнь, усталость, эмоциональный дискомфорт); возможность
достижения взаимопонимания с испытуемым; предъявление заданий через микрофон;
получение большого объема данных; возможность наблюдения за тем, как выполняется
задание; разработка стандартизированных программ тестирования; предъявление заданий
в максимально формализованном виде; использование сложных категорий ответов;
упрощение функций экспериментатора; возможность использования проективных
методик; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования;
объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом;
экономия тестового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия
времени); применение вопросов с множественным выбором; малый репертуар форм
заданий; применение гибких тестовых заданий.
Уровень сложности***
Задание
1.
В
проведении
экспериментального
метода
известны
психологические "капканы", создаваемые поведением самого экспериментатора или
испытуемых. Ниже приведен текст, иллюстрирующий несколько подобных
феноменов и способы их преодоления или минимизации. Определите и назовите их,
используя приведенный текст.
В 1953 г. психиатр У. Мендел, работавший в одной из самых крупных
психиатрических лечебниц США, заведовал отделением, где лечились преимущественно
выходцы из Пуэрто-Рико и с Виргинских островов. Большинство из них были
госпитализированы из-за их враждебного или агрессивного поведения; некоторых считали
столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их только в
сопровождении телохранителей. В это время в больнице испытывался новый
транквилизатор. Использовался
двойной слепой метод
: лица, проводившие испытания и
раздававшие своим больным таблетки, не знали, что одни из них содержали препарат, а
другие - просто подслащенную массу. Иными словами, они не знали, относятся ли
больные к экспериментальной группе, действительно получавшей лекарство, или к
контрольной группе, где создавался лишь психологический эффект лечения. Мендел
рассказал больным о новом лекарстве, говоря о его эффективности, быстроте действия и
отсутствии побочных явлений. Все больные знали, что они участвуют в эксперименте.
24