личности, отталкиваясь от круга вопросов, очерченных работой В. В. Налимова
"Спонтанность сознания".
Развивая вероятностно ориентированную философию, мы готовы встретиться
лицом к лицу с основной проблемой - проблемой существования.
Что есть личность?
Это - фундаментальный вопрос не только для психологии, социологии и
антропологии, но также и для философии и теологии. Это роковой вопрос для человека.
Умение выстоять перед этим вопросом, не испугаться его, не уклониться от него, будет
определять возможность человека выжить в этом Мире, быстро идущем в непонятное
будущее.
Как идентифицировать человека?
Что остается неизменным на протяжении всей жизни, если все непосредственно
воспринимаемое нами изменяется во времени? Какую роль в идентификации личности
играет тело человека, если мы знаем, что в результате метаболического круговорота в
мозге в течение нескольких месяцев почти все атомы оказываются замененными? Не
является ли личность только процессом - может быть, точнее - случайным процессом,
возможность развития которого определяется наличием физического тела? В чем
различие в представлениях о личности в различных культурных традициях? Как связана
личность с предельной (инвариантной времени) реальностью Мира? Останется что-либо
содержательное от представления о личности, если снять с нее покровы, наброшенные на
нее культурной средой и, соответственно, личной историей? Внесла ли современная наука
что-то существенно новое в понимание природы личности?..
Являются ли личность и мир вечными?
Являются ли личность и мир имеющими конец?
Являются ли душа и тело идентичными? (По
В. В. Налимову).
Тема 10. Темперамент, характер, способности
«В тиши зреет интеллект,
в бурях жизни формируется характер».
Гете
Цели занятия:
студент должен иметь представление
: о темпераменте, характере, способностях
человека, о их роли в формировании поведения;
студент должен знать:
основные поведенческие характеристики при различных
типологиях характера; место характера в структуре личности; значение темперамента и
характера в профессиональной деятельности врача (как в самопознании, так и в познании
других);
студент должен уметь:
ориентироваться в особенностях темперамента и характера
пациента (по данным наблюдения и беседы) и строить профессиональную деятельность с
учетом этой информации.
Ключевые слова:
темперамент,
тип высшей нервной деятельности,
индивидуальный стиль деятельности, характер, способности, задатки, общие способности,
специальные способности.
128