решение не вступать во взаимодействие с негативными силами, демонстрируя пассивный
уход; б) постоянные апелляции к позитивным ценностям и собственным убеждениям; в)
активное планирование контрстратегий; г) сохранение чувства юмора, особенно тогда,
когда это касается уловок недругов; д) осознание того, что оскорбления — только часть
широкой программы и что поведение людей в определенной ситуации не всегда влияет на
конечный результат.
Правило отца Клиффорда, заключающееся в том, что следует постоянно
обращаться к собственным позитивным ценностям и убеждениям, затрагивает самую суть
проблемы. Мартин Бубер рассматривает тот же вопрос в более широком смысле.
Он пишет: “Зло как состояние индивидуальной души — это конвульсивное
отклонение от направления...”.
Консультанту не так просто понять, каким является (или должно являться)
собственное “направление” данного человека; столь же непросто помочь этому человеку
контролировать свойственные ему “конвульсивные отклонения”. Хотя психологические
процессы, стоящие за этой проблемой, вполне отчетливы: лучший способ контролировать
зло — усиление общей жизненной ориентации, В меньшей степени это вопрос кон
кретных вредных привычек или нарушения конкретных правил, и в большей степени —
поддержание целостной ориентации. Мы помним, что Христа частные аспекты
беспокоили меньше, чем гордыня, эгоизм и лицемерие. Его формула психического
здоровья и справедливости отражена в Ветхом Завете — любить Господа Бога всем
сердцем, душой и разумом; любить своего ближнего как самого себя.
На конкретном уровне, я думаю, мы сможем узнать кое-что полезное, посмотрев на
те способы, которые используют здоровые люди для защиты своей “духовной
ориентации”. Пример тому — стратегия отца Клиффорда. Некоторые люди прибегают к
упрощенным лозунгам, которые отражают сущность их общей ориентации. Один весьма
трудолюбивый чиновник рассказывал мне, что вся его жизнь направляется
основополагающим убеждением в том, что “если человек работает так упорно, как только
может, и берет ровно столько, сколько нужно ему и его семье, этого будет вполне
достаточно”. Одна милая женщина говорила, что на ее жизнь во многом влияет убеждение
в том, что она не имеет права отравлять воздух, которым приходится дышать. другим
людям. Она никогда не хныкала, не жаловалась и не сплетничала. Многие находят свой
девиз в Священном Писании, например, “Будь спокоен и знай Бога” или “Он посылает
мне тяжкие испытания, но я все равно верю Ему” .
Нет необходимости говорить о том, что девизы, эффективные для одного человека,
не обязательно столь же эффективны для другого человека; но принцип определения и
следования основной жизненной ориентации — первое правило психического здоровья.
Роль религиозного консультанта.
Считая крайне важной общую ориентацию
человека, мы должны выяснить роль религиозного консультанта, поскольку подобные
вопросы — его специальность.
Цель терапии установок — дать индивиду возможность понять самого себя: свои
ценности, свое выбранное направление, свою целостную жизненную ориентацию и свои
страдания.
Ни у кого другого нет того же самого смыслового контекста, что у данного
индивида, ни у кого другого нет тех же самых проблем. С позиций такой уникальности
личности священник подходит к решению этой непростой задачи. Поскольку я не рели
гиозный консультант, у меня нет возможности опираться в моих размышлениях на такого
роды опыт. И тем не менее мне кажется весьма важным рассмотреть некоторые аспекты
деятельности священника.
Во-первых, я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе
парадоксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Многие запутанные
обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого оружия,
122