проведя специальные исследования, пришли к выводу, что развитое чувство юмора очень
часто является надежным индикатором таких черт характера, как... агрессивность,
авторитарность и жестокость.
Исследователи протестировали несколько десятков студентов, предлагая им
определить свое отношение к специально составленному списку шуток на разные темы.
Затем испытуемым вручили краткое описание 25 гипотетических поступков и
преступлений, среди которых значились, например, подкуп, фальшивомонетничество,
нанесение телесных повреждений, измена родине, лжесвидетельство, кража, убийство,
изнасилование... Здесь же была шкала, на которой участники эксперимента должны были
отметить наказание, которое они считают справедливым для каждого вида преступления.
Разброс - от "выговора" до смертной казни.
Ученые подсчитали результаты и ошалели: чем большим чувством юмора обладали
испытуемые, тем более строгого наказания они требовали для преступников! Причем
безжалостнее всего были те, кто предпочитал шутки, изложенные понятно и однозначно.
Откуда же такая парадоксальная связь между юмором и жестокостью? Психологи
предполагают, что, вероятно, у склонных к суровым санкциям людей вообще более
выражена потребность к порядку и "структуре". Они не любят неопределенности.
Поэтому и шутки предпочитают пресные, как правда.
Психодиагностическое задание
«Исследование уровня притязаний»
Цель исследования
. Определить уровень притязаний и адекватность уровня
притязаний.
Процедура проведения.
Для проведения эксперимента необходимо заранее
приготовить бланки с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых состоит из
маленьких квадратов:
Задание мотивируется как тест на моторную координацию: нужно как можно
быстрее заполнить каждый квадрат крестиком. Время заполнения каждой секции
регистрируется с помощью секундомера.
Перед каждой новой пробой испытуемого просят назвать то количество квадратов,
которое, как он предполагает, может заполнить крестиками в течение 10 секунд. Проект
записывается в верхнюю большую ячейку каждой секции. После каждой пробы, которая
начинается и заканчивается по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает
количество реально заполненных квадратов и записывает это число в нижней большой
ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество проектируемых и реально
заполненных квадратов записывал сам испытуемый.
Инструкция.
«Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее
количество крестиков в квадраты. Прежде чем начнем работу в первой секции, спрогно
зируйте свой результат и определите, сколько квадратов Вы беретесь заполнить. Запишите
это число в верхней большой ячейке. Работу начнете по сигналу. В этом задании самое
важное — это точность прогноза, аккуратность заполнения квадрата и быстрота работы.
Все ли понятно? Если да, то «начали!»
Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается
такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и это число
запишите в нижнем прямоугольнике первой секции. Теперь вновь определите с полной
уверенностью, сколько Вы сможете расставить крестиков в следующей таблице. Запишите
это число в большой ячейке второй прямоугольной секции».
В третьей и четвертой пробе время заполнения секций уменьшается до 8 секунд.
Эта информация испытуемому не сообщается.
112