В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально
изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей.
Фотографии были неискаженные и искаженные - несколько суженные или расширенные.
Во всех случаях надо было выбрать "правильный" (похожий) портрет. Хотя испытуемые,
глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда
собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к
выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.
При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось
расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное - в случае
пренебрежительного к нему отношения.
При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей
обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные,
зато среди фотографий родителей - расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои
портреты в расширенном варианте, а портреты родителей - в суженном.
Задание 2
.
Проанализируйте фрагмент и поясните, какими путями человек
стремится достичь уверенности и самоуважения. Почему это так важно? Почему
личностную стратегию Е. Масловой Л. Н. Толстой называет "уловками разума"?
Можно ли вообще обойтись без подобных уловок?
Удивляло его [Нехлюдова] то, что Маслова не стыдилась своего положения - не
арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, - но
как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть
иначе. ...В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и
старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины
нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью
людей, со всех сторон стороживших ее... Так понимала жизнь Маслова, и при таком
понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова
дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести
ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал
ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и
самоуважение.
Задание 3
.
Проанализируйте текст, выдвиньте гипотезы, способные объяснить
явление личностной множественности. Согласны ли вы с Ф. Ницше, считающим,
что "допущение единого субъекта не является необходимым", что "субъект есть
множественность"?
Каждый читал рассказ Р. Л. Стивенсона "Странный случай с доктором Джекилом и
мистером Хайдом" - одно из наиболее известных описаний личностной раздвоенности.
Психиатр В. П. Осипов подробно проанализировал описанные в мировой практике и
литературе случаи такого раздвоения. Оно проявляется в двойной жизни человека, т.е. в
двух состояниях, сильно отличающихся одно от другого по психическому складу, чертам
характера, актуализируемых в поведении. В каждом из них сохраняются воспоминания о
предшествующем опыте, событиях, переживаниях в этом состоянии, но, находясь в одном
из состояний, человек не помнит, не знает, что с ним было в другом.
В литературе описаны более сложные случаи множественной личности, когда
больные переживают до пяти различных состояний (например, книга У. Ф. Принса "Дорис
- случай множественной личности"). Современные психомодифицирующие средства
позволяют "производить" множественную личность, разумеется, не в интересах самой
личности. Пример такого рода описан в книге А. Л. Толкунова "Похитители разума". в
1967 г. на Филиппинах по обвинению в подготовке покушения на президента Маркоса
был арестован некий американец, назвавший себя Луисом Анджело Кастильо. С помощью
110