3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Частота повреждений центральной нервной системы, требующих
госпитализации, в настоящее время составляет около 50 % от общего числа
обратившихся за медицинской помощью, а летальность от тяжелых форм
черепно-мозговых повреждений достигает 23%, что вполне объясняет
постоянное внимание врачей к этой проблеме.
Наиболее частой причиной повреждений позвоночника, головного
и спинного мозга являются падение детей (особенно кататравма). Тяжелые
повреждения дети получают при дорожно-транспортных происшествиях.
Анатомо-физиологические особенности детского организма обуслав-
ливают своеобразие течения повреждений головного и спинного мозга
проявляющиеся как в количественном, так и в качественном отношении.
По своей природе травма – это раздел экстренной медицины, поэтому
первостепенное значение в исходах повреждений у детей принадлежит
качеству распознавания тяжести полученной травмы и адекватности ока-
зания первой врачебной помощи, что является особенно важным в случаях
тяжелой травмы.
Настоящее учебно-методическое пособие, адресованное в первую
очередь врачам станции скорой помощи и детских летних оздоровитель-
ных учреждений, слушателям ФУВ и врачам-интернам, отражает основные
аспекты врачебной тактики при повреждениях позвоночника, головного
и спинного мозга у детей. Достоинством пособия является описание кли-
ники наиболее частых вариантов этих повреждений в возрастном аспекте,
а также приведение алгоритма действия врача при первичном осмотре
пациентов с тяжелыми формами повреждений. Ознакомление широкого
круга врачей с вопросами диагностики и принципами оказания первой
врачебной помощи при черепно-мозговых повреждениях будет служить
делу улучшения качества лечения детей.
Профессор кафедры детской хирургии
с курсом урологии-андрологии ОмГМА
Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук,
Л.А.СИТКО