18
сравнении с показателями у этих подростков в 9 классе (χ2 =5,685, р=0,017).
Статическая выносливость мышц живота в динамике у юношей с ДСТ
осталась на уровне значений 9-го класса, у девушек с ДСТ данный
показатель ниже значений в 9 классе. Выявленные неблагоприятные
изменения состояния кардио-респираторной системы, силовой выносливости
у подростков с ДСТ в динамике свидетельствуют о необходимости
регулярных профилактических мероприятий подросткам с ДСТ.
У подростков с ДСТ при помощи факторного анализа выявлены
факторы среды обитания, значимо влияющие на здоровье: бытовые
интоксикации (курение в квартире), бытовые вредности (использование для
ремонта квартиры токсичных красок, виниловых обоев) загрязнение
атмосферного воздуха выбросами предприятий и автотранспорта,
личностный фактор, неионизирующее излучение, эпидермальные вредности
(содержание в квартире домашних животных). Факторы, влияющие на
здоровье подростков с ДСТ и подростков контрольной группы, существенно
отличаются. У подростков с ДСТ выявленные факторы способствуют
реализации проявлений ДСТ, а в контрольной группе, напротив,
способствуют сохранению здоровья подростков.
При исследовании саниарно-эпидемиологического благополучия 76
школ г. Омска, в трети школ выявлена перегрузка и превышение
вместимости количества обучающихся предусмотренной проектом. В трети
школ отмечено превышение наполняемости классов более 25 человек. В 15%
измерений уровни освещенности не соответствовали гигиеническим
требованиям.
Параметры микроклимата не соответствовали гигиеническим
требованиям в 12,5% общеобразовательных учреждений. В 4% кабинетов
общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха
составила 21,6%. В половине школ периодически отмечались колебания
температуры воздуха в спортивных залах, иногда выявлялось повышение
содержания пыли в воздухе. Случаи нарушения принципов щадящего
питания выявлены в 61 из 76 школ (80%) в виде изменения объемов порций.
Нарушения в обеспечении ученической мебелью выявлены в 55 из 76
(72%) общеобразовательных учреждениях. Часто парты расставлены без
учета из маркировки, не соблюдены размеры проходов и расстояния между
предметами оборудования. В 8% общеобразовательных учреждений занятия
во вторую смену начинались после 14.00 часов. В 8% случаев занятия первой
и второй смен пересекались, что недопустимо. В 5% расписаний учащихся 9х
классов нагрузка превышала нормируемую.
Подростки с ДСТ, нередко нуждающиеся в обучении по физической
культуре в специальной или подготовительной группах, часто занимались
вместе со всеми одноклассниками. В 17 из 76 (22%) общеобразовательных
учреждениях медицинское оснащение расценено как недостаточное.