5
5.
Подведение итогов занятия – 5 мин.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Учитывая ознакомительный характер занятия и неподготовленность студентов, оно
проводится в основном в виде беседы преподавателя со студентами. В первой половине занятия
преподаватель разъясняет студентам понятие «экспертизы», её виды, законодательные
документы, регулирующие порядок назначения и проведения экспертных исследований. В ходе
разбора преподаватель останавливает свое внимание на следующих разделах:
предмет судебной медицины, связь с другими медицинскими науками,
значение для будущей врачебной деятельности познаний в области судебной
медицины;
судебно-медицинская экспертиза, процессуальные основы назначения и
проведения экспертизы (глава 27 УПК РФ – производство судебной
экспертизы);
обязательность проведения экспертизы (ст.196 УПК РФ);
основные виды судебно-медицинской экспертизы: экспертиза трупа;
вещественных доказательств; потерпевших, подозреваемых и обвиняемых;
материалов гражданских и уголовных дел. Структурная организация бюро
судебно-медицинских экспертиз;
понятия первичной, дополнительной, повторной, комиссионной и
комплексной экспертиз (ст.200,201,207 УПК РФ). Участие и привлечение
врачей других специальностей для проведения комиссонной судебно-
медицинской экспертизы;
понятие «эксперт», «специалист», их права и обязанности. Эксперт (ст.57
УПК РФ) – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для
производства судебной экспертизы и дачи заключения. Специалист (ст.58
УПК РФ) – лицо, обладающее специальными познаниями, привлекаемыми к
участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении и
закреплении, изъятии документов и предметов, применения технических
средств исследования материалов уголовного дела, для постановки вопросов
эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его
профессиональную компетенцию.
2. После разбора основного материала, преподаватель предлагает студентам изучить
образцы документов, оформляемых при проведении судебно-медицинской экспертизы.
Особое внимание преподавателем обращается на Заключение эксперта (ст.204 УПК РФ
–
Заключение эксперта)
, как на один из видов доказательств в суде. На представленных
образцах «Заключение эксперта» разбираются его структура, особенности построения
судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов.
3. После разбора материала, в конце занятия проводится итоговый тестовый контроль по
пройденной теме. После проверки тестового контроля, преподаватель отвечает на вопросы и
подводит итоги занятия в целом.
1.1 Экспертиза
Основным законодательным документом, регламентирующим производство экспертизы (в
том числе судебно-медицинской и судебно-стоматологической), является Уголовно-
процессуальный кодекс (УПК). Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве