80
для государственного устройства Византийской империи и не могла остаться незамеченной
русскими правителями.
Если в монументальных произведениях царил пафос отвлечённой духовности и
торжественности, то в станковых работах (иконах) присутствовала затаённая человечность.
Чудесная
икона Владимирской Богоматери
, написанная неизвестным мастером-греком,
привезённая из Византии на Русь в 1155 г., очень близка и понятна сердцу человека. Глаза Марии
полны чувства, которое в средние века определяли как радость святой печали. Во взоре и смутная
тайна, и невыразимая словами боль, и влекущая, загадочная сила Матери, состраждущей
грешному миру и несущей ему в жертву Сына. Безмерная скорбь, жертвенность, покорность и
великая любовь. Художник И.Грабарь писал о ней: «Несравненная, чудесная, извечная песнь
материнства – нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребёнку!»
44
.
Икона была главным духовно-художественным символом в Древней Руси. Можно
сказать, что
средневековая русская культура иконоцентрична
. Икона – это Откровение Божие,
выраженное в линиях и красках, богословие в зрительных образах, воплощённая молитва.
Важнейшее её предназначение – это явление через образ Первообраза
45
. Она представляла собой
визуальный рассказ о значимых, уникальных событиях Священной Истории или жития святого.
Икона была книгой для неграмотных и свидетельством истинности изображённых на ней событий
и персонажей (если есть изображение, значит был и оригинал). Она была ближе молящемуся, чем
мозаика или фреска, с ней возможен более тесный контакт во время храмовых и, особенно,
домашних молений. Икона наделена божественной энергией, поэтому верующий поклонялся ей,
как самому изображённому лицу, и реально получал от неё духовную помощь. Ей свойственны
такие функции, как наставление и научение вере, формирование высоких нравственных чувств:
любви и сострадания, гуманного отношения к ближнему. Икона выступала одним из важнейших
путей к Богу – средоточию идеальных свойств человека.
Однако, помимо воплощения церковных догматов,
русская икона стала
выражением духа эпохи, повседневной жизни народа, средством философствования
.
Живописцы отражали в ней и то, что они наблюдали вокруг себя, и то, что им хотелось бы
увидеть в жизни Руси, о чём они мечтали. Отсюда удивительное благородство и возвышенность
древнего искусства, созданного во времена жестокости и грубости нравов феодального общества.
По оценке известного искусствоведа М.В.Алпатова «иконопись поднимала в человеке его
нравственные силы, внушала ему веру, поддерживала в нём бодрость. Она звучит, как призывный
звук трубы, зажигает в сердцах душевный огонь»
46
.
Таким образом, икона была выражением христианской веры, неотъемлемой
принадлежностью православия, раскрывала соотношение Бога и человека, человека и мира.
Отсюда перед иконописцем стояла задача: «вывести сознание человека в мир духовный, изменить
сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь
преображения»
47
. При этом смотрящему на икону должен быть виден и понятен высший смысл
44
Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1968. С.221.
45
Образ
– конкретное иконописное изображение.
Первообраз
– тот, кто изображается на иконе.
46
Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. М., 1974. С.8.
47
Русские иконы. /Автор-составитель Н.Будур. М., 2002. С.31.