57
Языческие гулянья нередко сопровождались общей обрядовой трапезой. В Древней
Руси известны «братчины» – общесельские пиры около церкви или в церковной трапезной во время
некоторых христианских праздников, когда «всем миром» варили пиво, закалывали быка. Например,
петровская братчина была завершением русальского июньского цикла, в древности посвящённого
Дажьбогу. Братчинами являлись и осенние праздники урожая: Спасы 1 / 14 и 6 / 19 августа, Успение
Богородицы 15 / 28 августа, Рождество Богородицы 8 / 21 сентября и соединённое с ним
празднование Рода и рожаниц. Таким образом, приготовление ритуальной пищи становилось
важнейшим элементом подготовки к празднику.
Обычно в праздничном пиршестве соседствовали две тенденции: выставление на стол
как можно большего числа блюд
из всего производимого
и выделение специфики данного дня
особым блюдом
. Наибольшим изобилием еды должен был отличаться Новый год. Считалось, что это
вызовет изобилие в течение всего года и богатый урожай.
Пожалуй, самое распространённое обрядовое кушанье –
каша
. В Древней Руси
«кашей» называли свадебный пир; организовать его – «заварить кашу». Сладкой кашей из пшена с
мёдом угощали родителей и родственников невесты; она символизировала чистоту и невинность
девушки. Молодые часто употребляли только эту еду, её символическое значение сводилось к
продолжению рода.
Кашу варили и при заключении мирного договора. В знак дружбы противники ели её
за одним столом. Но если договор заключить не удавалось, говорили: «С ним каши не сваришь».
Кашу с маслом подавали на родинах и крестинах, а на поминках – с мёдом (кутью). Каша, сваренная
из хлебных зёрен
, олицетворяла непрерывность жизни, была залогом семейного благополучия
(обилие зёрен), а также обозначала связь поколений в семье. По древнему поверью души умерших
вселялись в птиц, поэтому лучшее поминальное угощение для них – кутья (птичья еда).
У русских и белорусов существовал обычай
«бабиной каши»
. Её варила бабка-
повитуха и приносила роженице на крестины. В конце обеда горшок с кашей разбивали об угол
стола и она рассыпалась. То, что оставалось в руках, съедали мать и гости, часть уносили с собой для
детей. Если в доме были молодые бездетные женщины, то горшок нужно было разбить так, чтобы
как можно больше содержимого полетело в их сторону. Кроме того, «баба» угощала молодого отца
ложкой недосоленной или пересоленной еды в наказание за родовые муки жены.
У украинцев и белорусов был распространён обычай подношения ритуальной кутьи
крёстным родителям и повивальным бабкам, что многие исследователи связывают с жертвами
душам умерших. Такое же значение имела и раздача оставшейся кутьи нищим. Особой
«мирской
кашей»
кормили нищих в день
Аграфены Купальницы
(23 июня / 6 июля). В этот же день по
определённому обряду девушки готовили «обетную» кашу или кулагу, которую ели по возвращении
из бани или после купанья.
На
Васильев день
(1 / 14 января) с утра по специальному ритуалу варили кашу из
гречи. Если она получалась красная, хорошо разваренная – быть семье счастливой. Если же
выходила бледной или вылезала из горшка или, того хуже, горшок трескался, то быть беде.
Накануне Рождества, в Сочельник
, употребляли только овощи, сочиво и взвар.
Сочиво – это та же поминальная кутья с изюмом, маком, орехами. Сладкая приправа означала
сладость благ будущей блаженной жизни. Взвар (узвар) – густой компот из сухофруктов – всегда
был символом рождения. Соединение этих блюд знаменовало рождение и смерть Иисуса Христа во
искупление грехов человеческих. Садово-огородные растения и плоды, как и семечки, считались
символом оплодотворяющего землю дождя.
Распространённым обрядовым блюдом был
хлеб
. Хлеб всегда почитался как
священный продукт, с ним были связаны представления о счастье и благополучии дома. Вот
некоторые приметы:
нельзя доедать хлеб за другим – заберёшь его счастье;
нельзя есть за спиной другого человека – съешь его силу;
нельзя во время еды давать хлеб со стола собакам – постигнет бедность;