Стр. 39 - 2

Упрощенная HTML-версия

39
В восточнославянском фольклоре наиболее внешней областью мифологического мира
является
море-океан
(как воплощение первоначального Хаоса), на котором стоит
остров Буян
(следующая область). Последняя перед центром область –
изба
,
кузница
, а в самом центре находится
камень
(Алатырь),
столб,
дерево, печь, красный угол
или другие объекты, равнозначные
представлениям о Мировом Дереве или Мировой Горе (источники порядка и чистоты)
20
.
Мир описывался системой основных содержательных двоичных противопоставлений
(бинарных оппозиций), которые определяли пространственные, временные, цветовые, социальные и
другие его характеристики:
верх-низ,
правый-левый,
сухой-мокрый,
день-ночь,
белый-чёрный,
огонь-вода,
чёт-нечет,
мужской-женский,
добро-зло,
свой-чужой,
жизнь-смерть,
сакральный-мирской,
счастье-несчастье и т.п.
Одному из элементов оппозиции обычно приписывалось положительное значение,
другому – отрицательное. Таким образом, мир можно было оценить и установить связь между его
отдельными объектами и явлениями. Например, идея справедливости оказывается связанной с
представлениями о пространстве: правда, право, правильный, правый, но «левое» дело. Правая
сторона связывается с верхним, светлым, мужским, а левая – с нижним, тёмным, женским началом.
Поэтому мужчины носят одежду с правой застёжкой, а женщины – с левой, невеста находится слева
от жениха и т.д.
В традиционной картине мир представлен вертикальной и горизонтальной структурами.
Вертикальная модель пространства троична
, она моделируется с помощью Мирового дерева
(райское дерево Вырий, берёза, дуб, сосна, рябина, яблоня): 1)с кроной соотносится верхний мир,
мир богов, небеса, птицы; 2)со стволом – средний, земной мир, пчёлы, копытные животные; 3)с
корнями – нижний, подземный мир, царство мёртвых, хтонические (подземные) животные (лягушки,
змеи, насекомые, бобры), грибы. Троичная структура является также универсальной моделью
любого процесса движения и развития: возникновение, развитие и упадок.
Горизонтальное пространство организуется четвёркой
: четыре стороны света,
соответствующие им четыре ветра. Сакральными оказываются числа, производные от тройки и
четвёрки: 7 (3 + 4) и 12 (3 х 4), семь небес, богов языческого пантеона, двенадцать месяцев,
лихорадок, сказочных братьев и т.п.
Итак, пространство, как мы видели, неоднородно. Такой же
качественной
неоднородностью характеризуется и мифологическое время
(«наальное» время, период
первотворения мира). Любой момент времени в суточном, годичном и эпохальном круге наделён
определённой сакральностью, но уровень её существенно различается. Так,
в сутках
есть «добрые»
20 Юдин А.В. Указ.соч. С. 36 .