216
Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс. Партийные
деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них
специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по
философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950
г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие сам «корифей наук» - Сталин. Все эти меры
призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу
тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть.
Значительно изменилась к худшему ситуация
в литературе
. В начале 30-х гг.
пришел
конец существованию свободных творческих кружков и групп.
Постановлением ЦК ВКП (б) от 23
апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован
РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован
«Союз писателей»
,
в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом.
Союз
писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом.
Не
быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать
свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство».
У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось
недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец),
остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.).
Помимо «Союза писателей» были организованы другие «
творческие» союзы
: «Союз художников»,
«Союз архитекторов», «Союз композиторов», в рамках которых осуществлялся идеологический
надзор за искусством. В советском искусстве наступал период единообразия.
Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за
унификацию стилистическую и идеологическую
. В 1936 г. развернулась «дискуссия о
формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей
творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического
реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали
символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических
вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву,
враждебную социализму. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь»,
«О художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имела цель, уничтожить всех тех,
чей талант не был поставлен на службу власти.
В число «чуждых» в годы сталинского
тоталитаризма попали композиторы Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я.
Шебалин, А. И. Хачатурян, режиссеры С. Эйзенштейн и
Г. М. Козинцев, писатели поэты Б.
Пастернак, Ю. Олеша, А. А. Ахматова, М. И. Зощенко и др. Многие деятели искусства были
репрессированы.
В 1946-48 гг. были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и
«Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме
«Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие
известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, писатели и, кинорежиссер
Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах
искусства стал так называемый
«социалистический реализм»
. Стиль этот имел с настоящим
реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем
ее виде, а стремился
выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения
официальной идеологии.
Искусству была навязана функция
воспитания общества в строго
заданных рамках коммунистической морали.
Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям
Ленина-Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений
официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от
провозглашаемого идеала.
Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием
развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных
произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в
официальной литературе тех лет был
Михаил Александрович Шолохов
(1905-1984). Выдающимся
произведением является его роман «
Тихий Дон»
, рассказывающий о донском казачестве в годы