Стр. 195 - 2

Упрощенная HTML-версия

195
многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в
дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе.
Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление
акмеизм
(от греч.
akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество
Н. С. Гумилева
,
С.Городецкого
, ранние произведения
О. Э. Мандельштама
,
А. А. Ахматовой
. Акмеистам были
чужды мистические устремления символистов.
Они призывали вернуть словам их изначальный
смысл и вернуть в искусство самоценность реальной земной жизни.
Главным критерием
творчества для акмеистов являлся безупречный эстетический вкус, красота и ясность
художественного слова. Представители акмеизма объединились вокруг Н.С. Гумилёва в «цех
поэтов» и публиковались в журнале «Аполлон». Со страниц этого журнала они критиковали уход
поэзии в мистицизм «иных миров». Акмеисты вернули поэзии простой поэтический язык и точный
«осязаемому» образ. В то же время, неприятие окружающей действительности было свойственно
поэтам-акмеистам в не меньшей степени, чем символистам.
Их увлекал далекий от повседневности
мир «подлинной» красоты, источник которой они искали в искусстве прошедших веков, в
изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.
Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского
авангарда
. В 1913 г. возникло направление, получившее название
футуризм
(от лат. futurum –
будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами
были
В. В. Маяковский
,
А. Е. Крученых
,
братья Бурлюки
,
Игорь Северянин
,
В. Хлебников
,
Б. Л.
Пастернак
), характерны
смелые эксперименты со словом, с поэтической формой
. Особое
внимание они обращали на звук, ритм, написание и т.п. Образец такого экспериментирования –
стихотворение Василия Каменского «Я»:
Излучистая
Лучистая
Чистая
Истая
Стая
Тая
Ая
Я
Или другой пример – фрагмент стихотворения Велимира Хлебникова «Заклятие
смехом»:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – всех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмияльно, смех надсмейных смеячей!
Более того, футуристы пытались создать свой поэтический язык, находящийся за гранью
разума! Они даже ввели термин
«заумь»
, то есть заумный язык. На этом языке некоторые
футуристы писали свои стихи. Например, А.Крученых принадлежат следующие строки:
Дыр, бул, щыл
Убещур
Скум
Вы со бу
Р л эз.
Поэт-футурист Василиск Гнедов пошёл ещё дальше. Он сочинил «Поэму конца»,
которую исполнил в петербургском артистическом кафе «Бродячая собака». Слов в поэме не было.
Автор «читал» её с помощью жестов.