Стр. 184 - 2

Упрощенная HTML-версия

184
колоссальное внутреннее напряжение, титаническую работу души и мысли. За основу взят
библейский сюжет (хотя, казалось бы, именно против исторических и мифологических тем
выступали в свое время студенты-бунтовщики), однако в картине нет и следа академической рутины.
Тяжкая дума готового принести себя в жертву Христа воспринималась зрителями как вызов
общественному злу, как призыв к самоотверженному служению высшей цели.
Крамской был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л. Н.
Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера,
мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела
«Незнакомка», написанная художником в 1883 г.
Прославленным мастеров критического реализма был
Василий Григорьевич Перов
(1833-1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы
покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа,
изложенные языком живописи. В творчестве В. Г. Перова проявились наиболее значимые черты
нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо
эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, гражданственное
звучание. Перов был талантливым портретистом. К 60-70-м гг. относятся замечательные портреты Ф.
М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева.
Вершины реалистическое искусство II половины XIX в. достигло в творчестве И. Е.
Репина и В. И. Сурикова. Начальные навыки живописи
Илья Ефимович Репин
(1844-1930) получил
у украинских живописцев Харьковской губернии, откуда он был родом. Впоследствии в годы учебы
в Петербурге большое влияние на формирование Репина как художника оказал Крамской. Талант
Репина многогранен. Одна из первых больших работ мастера – картина
«Бурлаки на Волге»
(1873 г.)
имела большой успех. Жанровая сценка приобрела в картине поистине монументальное величие.
Каждый из изображенных персонажей наделен индивидуальной характеристикой. Художником
подчеркивается трагизм низведения неповторимой человеческой личности (личности-лица бурлаков
составляют смысловой центр картины) до элементарной функции – тянуть вверх по реке баржу. В
целом композиция воспринимается как многозначная метафора, в которой даны тяготы трудового
народа, дремлющие в нем силы и образ России.
На протяжении всей жизни Репин писал портреты. Им создана целая портретная галерея
современников: русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей А. Ф.
Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы П. А. Срепетовой. Величайшими
произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской
губернии» (1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.),
«Торжественное заседание государственного совета» (1903 г.).
Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве
Василия
Ивановича Сурикова
(1848-1916). В истории художника более всего интересовали люди: народная
масса и сильные яркие личности. Первое произведение, принесшее В. И. Сурикову славу, –
«Утро
стрелецкой казни»
(1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание,
воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких, противопоставлены
восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру. Контраст положен в основу многих
картин Сурикова.
«Меншиков в Березове»
(1883 г.) – богатые одежды «полудержавного»
светлейшего князя, сидящего в бедной и темной крестьянской избе в окружении детей, создают
диссонанс, подчеркивающий образ рухнувшей жизни, тяжелого удара судьбы, величайшего
внутреннего напряжения.
«Боярыня Морозова»
(1887 г.) – фанатичный взгляд и темные одежды
неистовой староверки противопоставлены ярко разодетой толпе народа, частью с сочувствием, а
частью просто с любопытством взирающей вслед простым крестьянским розвальням, увозящим в
заточение непокорную боярыню. К позднему периоду творчества Сурикова относятся картины
«Взятие снежного городка»
(1891 г.),
«Покорение Сибири Ермаком»
(1895 г.),
«Переход Суворова
через Альпы»
(1899 г.),
«Степан Разин»
(1907 г.).
Кроме В. И. Сурикова картины на исторические темы писал
Виктор Михайлович
Васнецов
(1848 ─1926). Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный
оттенок:
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
(1880 г.),
«Аленушка»
(1881 г.),