137
Существовало два вида портрета:
парадный
и
камерный
. Для парадного портрета характерна
особая приподнятость, пышность, подчеркнутое величие, мастер изображал модель в полный рост,
подбирая торжественную позу, детали парадной одежды, особенности богатого интерьера. Задача
парадного портрета: утверждение нового облика российского дворянства, демонстрация социальных
достижений, то есть сословной принадлежности, чинов, наград и достатка. Камерный портрет – это
поясное или погрудное изображение по характеру более интимное, чем парадный портрет. Его
задача – передать внутренний мир, чувства, индивидуальность личности. Первыми художниками,
чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были
И. Н. Никитин и А. М. Матвеев
.
Иван Никитьевич Никитин
(1690-1742) - сын священника, петровский пансионер,
стажировался в Италии, после чего был пожалован званием «гофмалера» – придворного художника.
Никитин заложил основы русского парадного портрета «с психологией». Работ, принадлежавших его
кисти, сохранилось немного.
Наиболее известная из них –
портрет канцлера графа Г. И. Головкина
, замечательный
не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика
умного, волевого государственного деятеля. Здесь художник с особой тщательностью изобразил
награды царедворца: Андреевскую ленту, голубой бант ордена Белого Орла и т д. Широкими и
уверенными мазками художник точно прописал фактуру материалов: и коричневого кафтана на
сиреневой подкладке, и золотого позумента, и белой рубашки, и шейного платка, и локонов
роскошного парика. Но, всё же, акцент сделан на лицо канцлера: внимательный взгляд, немолодое,
усталое лицо человека, познавшего все тайны русского двора. Также здесь чувствуется предельное
внутреннее напряжение, душевная сосредоточенность, близкая к меланхолии. Трактовка образа
Головкина полностью соответствует отзывам о нём современников: «…старец, почтенный во всех
отношениях, осторожный и скромный: с образованностью и здравым рассудком…Он любил своё
отечество…его подкупить было невозможно,.. упрекнуть его нельзя было ни в чём»
91
.
Загадкой для современных искусствоведов стал выполненный Никитиным
портрет
«Напольного гетмана»
. Не ясно, чей это портрет: Мазепы, Полуботка, Скоропадского или графа
Казимира Яна Сапеги? В любом случае мастер смог создать сложный психологический образ,
который будто наедине с собой поглощён трагическими переживаниями.
Кисти Никитина также принадлежит
портрет Сергея Строганова в
стиле рококо. На
портрете он предстаёт перед нами как изящный, немного жеманный кавалер, завидный жених,
желанный посетитель ассамблей и прочих увеселений. Взгляд Строганова томный и рассеянный, а на
губах лёгкая улыбка. Но сквозь блеск этой светской оболочки проглядывают личные качества
портретируемого. Его энергичность и жадный интерес к жизни.
Глубокой личной скорбью и величием преисполнена картина Никитина
«Пётр I на
смертном ложе».
Также Никитину приписывают авторство знаменитого портрета Петра в круге. В
данном случае образ Петра поражает сочетанием силы, величия и трагического духовного
одиночества, усталости.
Андрей Матвеевич Матвеев
(1701-1739) учился в Голландии в Академии художеств.
Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала здания Двенадцати коллегий и др.) не
сохранились.
Лирическая одухотворенность
работ Матвеева отличает его от нередко суровых и
несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев
середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов. Из нескольких известных теперь портретов
наиболее известен «
Автопортрет с женой»
, в котором замечательно переданы внутренняя
близость обоих персонажей, их любовь и дружелюбие, ласковая внимательность и нежность друг к
другу. Для национальной ментальности было новинкой откровенное воспевание любовного союза.
91 Записки дюка Лирийского и Бервикского во время пребывания его при Императорском Российском дворе в звании посла короля Испанского 1727
─1730 гг.//Русский Архив. 1909. Кн.1. Вып.3. С. 399.