129
Несмотря на то, что над обликом города работали итальянцы, французы, немцы,
голландцы, по замечанию Грабаря, «физиономия Петербурга, тем не менее, не итальянская, не
немецкая, не французская, не голландская, а – петербургская»
90
.
Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской
Швейцарии, приехавшим в 1703 г.
Доменико Трезини
. Здания, построенные под руководством
Трезини, суровы, просты и добротны. В творчестве Трезини чувствуется
дух протестантской
Голландии и пуританской Англии
. Его идея колокольни со шпилем при всей близости к
североевропейской бюргерской архитектуре могла быть подсказана мастеру и равнинным
петербургским пейзажем, и древнерусскими кремлёвскими и монастырскими ансамблями.
Главное детище Трезини
– Петропавловский собор
(1712 ─ 1733). Собор представляет
собой базиликальную, трёхнефную по композиции церковь со свободным внутренним
пространством. Громадная башня-колокольня со шпилем выполнена в виде единого, в несколько
ярусов массива, напоминающего европейские колокольни и ратушные башни. Такой приём был
необычен для русского глаза, привычного к схеме «восьмерик на четверике». Башню украшают
широкие окна с наличниками различной формы, пилястры, валюты, портик. Интерьер храма высок,
светел, убран живописными панно и золоченой резьбой. Резной иконостас, выполненный Иваном
Зарудным в Москве(1722─1726), похож на триумфальную арку.
Одной из крупнейших работ Доменико Трезини было
здание Двенадцати коллегий
.
Единое здание расчленено на 12 ячеек – «коллегий», соединённых общим коридором и галереями
первого этажа. Внешняя отделка фасадов проста: нижний этаж рустован, а два верхних объединены
общими лопатками и пилястрами. Прямоугольные окна украшены наличниками простой
криволинейной формы. Между окнами второго и третьего этажей – белые прямоугольные рамки без
рельефов.
Он же строил
Летний дворец Петра
в Летнем саду – небольшое прямоугольное в плане
двухэтажное здание с высокой кровлей. Его фасады подчеркнуты цветным фризом под фронтоном,
простыми наличниками окон и барельефами, расположенными между окнами первого и второго
этажей, выполненными по предложению Шлютера. Углы здания рустованы.
Из числа новых по характеру сооружений выделяется
Кунсткамера
на берегу Невы,
которую строили
И.Маттарнови, Г.Кьявери,
М.Земцов
. Здание имеет три этажа и разделяется
башней на две одинаковые части. Крылья музея напоминают по сдержанному оформлению фасад
здания Двенадцати коллегий. Но внимание привлекает башня в виде двух восьмериков с золоченым
куполом. Башня выдается вперед, украшена рустовкой, скульптурой в нишах, колоннадой в два
яруса и увенчана фонариком с куполом, несущим глобус. Она придает всему сооружению
торжественный вид.
Настоящее русское барокко, соответствующее общеевропейскому и сохранившее связь с
национальными традициями, появилось
в середине столетия
. Это было барокко торжествующей
монархии, государственного возвеличивания, богатства и мощи России. Если в начале века
ведущими архитекторами являлись иностранцы, то уже в 20-е годы на первый план выдвигаются их
русские ученики: М.Г. Земцов, И.К. Коробов, П.М. Еропкин, И.А. Мордвинов, Г.Н. Усов и др.
Расцвет искусства и архитектуры в 40-х — 50-х годах в огромной мере связан с полным
освоением идейно-образной системы и языка художественной культуры Нового времени
. Одним
из
последствий
этого
представляется
превращение
древнерусского
искусства
из
противодействующей силы, из «врага» нового – в наследие. Ценности допетровской культуры
вызывают теперь восхищение, люди 40-х — 50-х годов начинают гордиться величием своего
прошлого. Ширится стремление найти в отечественном наследии художественные идеи, принципы и
приемы, созвучные задачам тех лет.
Растет желание все это переосмыслить, переложить на
язык современности, чтобы, вдохновившись достижениями предков
.
90 Грабарь И.Э. Русская архитектура первой половины XVIII в. Материалы и исследования. М., 1954. С.21.