Стр. 102 - 2

Упрощенная HTML-версия

102
глубины в русской иконе больше не было.
Самым крупным мастером рублевского направления, завершившим эпоху расцвета
иконописи, стал
Дионисий
(около 1440 г. – после 1503 г.). Но он творил в другую эпоху. В 1453 г.
под турками пал Константинополь. В 1480 г. Русь окончательно сбросила с себя татарское иго.
Раздробленная Русь превращалась в централизованное Русское государство. Усиливалась борьба с
инакомыслием, союз царской и церковной властей вел к объединению духовной жизни.
Культовое искусство было призвано выражать величие Московской державы. Оно становилось
праздничным и торжественным, приобретало все более тонкую художественную
выразительность, но было лишено смелых новшеств, больше склонялось к подражанию старым
образцам.
Творчество Дионисия оказалось в большей степени
связано с официальной
идеологией государства и Церкви
. Дионисий, «подобно Рублеву, стремился к воплощению
«неземной красоты», к изображению в образах святых таких людей, весь облик которых звал бы к
очищению и нравственному совершенствованию,… оказывал предпочтение состоянию
внутренней сосредоточенности,… передавал… силу мудрости, добротолюбие, смирение»
83
. Но в
его работах постепенно изживалась глубина и значительность в передаче образа. Для них стала
характерна
праздничность, высокая декоративность, изысканная грация и милая
женственность
. Они созданы
для радостного любования, а не для вдумчивого созерцания
.
Его искусство демонстрировало значительные изменения в исихастском опыте,
который уже не оказывал сильного воздействия на духовное состояние русского народа.
Дионисий интерпретировал обожение не изменением души, а изменением плоти.
Сверхудлиненные, стройные, почти прозрачные фигуры, парящие, словно ангелы, утверждали
«возможность бесконечного совершенствования человека, способного преодолеть ограниченность
плоти и стать даже «лучша и выше ангела»
84
.
Дионисий – великолепный мастер. Ритм фигур, изящество линий, легкость и гибкость
движений, уравновешенность композиции, подчеркивание воздушной пространственности,
стремление к изощренной красоте характеризуют его стиль. Полифония цвета, гармония нежных
полутонов, насыщенные светлые краски, обилие на иконах белого цвета создает настроение
радости и ликования, любование красотой мира.
Цвета много, он преобладает над светом
, что
меняет его символическую нагрузку.
Если искусство Феофана Грека
можно сравнить
с проповедью, Андрея Рублева – с
молитвой, то Дионисия –
с песнопением
. Самым замечательным памятником творчества
Дионисия является
цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря в
Вологодской земле (1502 г.)
.
Дионисий создал высокий стиль, влияние которого сказалось на всем XVI веке.
XVI век – период модификации предвозрожденческих тенденций.
Еще
продолжался подъем русского искусства, но в нем все ощутимее проступали
черты кризиса
традиционного мировоззрения
. В нем не было стилистического единства, оно противоречиво,
так как с одной стороны, испытывало влияние европейской культуры, а с другой – отражало союз
государства и церкви, борьбу с ересями, отрицавшими икону вообще. Большое место в культуре
83
Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1980. С.40.
84
Экономцев И.Н. Указ.соч. С.191.