механизмов его возникновения, развития и исхода.
В патогенезе воспаления важное значение принадлежит процессам
первичной и вторичной альтерации, т.е. повреждению тканей под
действием флогогенного агента и тех факторов, которые освобождаются
из поврежденных клеток. Основным проявлением альтерации является
совокупность физиологических и физико-химических нарушений в очаге
воспаления. Знание этих нарушений и причин их возникновения является
необходимым условием для формирования целостного представления о
патогенезе патологического процесса и для понимания механизмов
возникновения кардинальных признаков воспаления.
Цель занятия.
Сформировать у студентов современные представления о
закономерностях возникновения и развития клинических проявлений и
значении для организма воспаления.
Задачи.
Студент должен:
1. Знать основные флогогенные факторы и их классификацию.
2. Знать происхождение классических местных признаков воспаления
и механизмов формирования общих изменений в организме при
воспалении.
3. Знать общий патогенез воспаления. Патогенез сосудистых реакций
и основных нарушений обмена веществ в тканях при их воспалении.
4. На примере воспаления уметь применять законы материалистической
диалектики в патологии (закон единства и борьбы
противоположностей - на примере взаимодействия собственно
патологического и защитно-физиологического в воспалении, закон
перехода количественных изменений в качественные - на примере
эмиграции лейкоцитов). Уметь демонстрировать взаимосвязь
некоторых категорий диалектики: общего, единичного и особенного;
части и целого; причины и следствия; исторического и логического.
5. Иметь представление о вкладе отечественных ученых
(И.И. Мечникова, В.В. Воронина, Д.Е. Альперна, А.М. Чернуха,
А.Н. Маянского) в развитии учения о воспалении.
6. Знать этиологические факторы воспаления, связанные с
производственной деятельностью: микротравматизм, термические
факторы и т.д. (мед.-проф.).
7. Знать характер влияния особенностей реактивности детского
организма в период новорожденности и грудном возрасте на течение
воспалительного процесса (педфак).
54