ПРЕДИСЛОВИЕ
Коммунальная гигиена - одна из профильных гигиенических дисциплин,
занимающая значительный временной объем в программе подготовки врача по
специальности «медико-профилактическое дело». Помимо лекционного цикла
учебным планом предусмотрен практический курс, основная цель которого -
освоение практических навыков и умений.
Успешное решение такой задачи связано с использованием во время
проведения практических занятий методических пособий, которые бы позволяли
последовательно от занятия к занятию способствовать раскрытию методов работы
врача по всем разделам коммунальной гигиены в Управлениях Роспотребнадзора и
ФГУЗ «Центрах гигиены и эпидемиологии».
Длительное время с этой целью успешно использовались учебно- методические
пособия, разработанные под руководством профессоров Е.И.Гончарука и
В.А.Рудейко. К сожалению, они в значительной степени устарели и не вписываются
в новые организационные формы санитарно - эпидемиологического надзора.
Практически полностью обновилась законодательная и нормативная база.
Изменилась техническая оснащенность и подходы к организации и проведению
действий врача по надзору и контролю за коммунальными объектами и средой
обитания.
Настоящий «Практикум по коммунальной гигиене», является обобщением
опыта преподавания коммунальной гигиены в Омской государственной
медицинской академии. Мы не могли не использовать классические на наш взгляд
фрагменты из методических пособий Киевской и Санкт-Петербургской школ
гигиенистов, которые не устарели до настоящего времени.
«Практикум по коммунальной гигиене» предназначен для освоения курса
практических занятий по всем разделам коммунальной гигиены. В нем
использованы современные законодательные и нормативные документы, на базе
которых строится санитарно - эпидемиологическая оценка коммунальных объектов
и факторов среды обитания.
В пособии приведен алгоритм проведения каждого практического занятия,
предусмотренного типовой программой, с коррекцией на региональный компонент.
Студентам дана максимальная возможность самостоятельных действий в процессе
освоения материала, что на наш взгляд, является чрезвычайно важным элементом
педагогического процесса.