В здании хлораторной студенты знакомятся с устройством хлораторов,
принципами автоматизации обеззараживания воды, подчеркивается значение
обеспечения техники безопасности и санитарных условий труда персонала
(наличие приточно-вытяжной вентиляции, сигнализации).
В процессе обследования водопроводной станции студенты должны
четко усвоить, куда подается хлор при однократном и двукратном
хлорировании воды, а также в случае обработки ее хлором с преаммонизацией.
При наличии фторирования воды необходимо обратить внимание
студентов на устройство соответствующей установки, приготовление
фторсодержащего раствора, дозированной подачи его в воду, обеспечение
безопасности работающих.
При наличии озонирования воды следует подчеркнуть значение
предварительной подготовки воды, правильности выбора дозы озона (мутная,
загрязненная вода, соли железа, магния резко снижают бактерицидное действие
озона, часть его улетучивается, следовательно, не весь озон, вводимый в воду,
участвует в процессах окисления). Обращается внимание студентов на
организацию контроля за эффективностью озонирования, остаточным озоном,
за выполнением мероприятий по предупреждению поступления озона в воздух
водопроводной станции, профилактику поражений электрическим током
обслуживающего персонала.
В здании насосной станции 2-го подъема необходимо объяснить
устройство и назначение ее, принцип забора воды из бассейнов чистой воды и
их место в схеме головных сооружений. Тут же студенты должны усвоить
организацию контроля за качеством воды перед подачей ее в сеть: отбор проб
воды для определения остаточного хлора, бактериологического анализа.
Демонстрируется журнал регистрации анализов.
В заключение осмотра водопроводной станции необходимо ознакомить
студентов с работой лаборатории: организацией лабораторного контроля за
качеством воды водоисточника и перед подачей ее в сеть, а также на отдельных
этапах ее обработки, с учетом качественного исследования реагентов, пробной
обработкой воды посредством коагуляции и хлорирования.
Занятие оформляется актом проверки водопроводной станции. В нем
студент подробно излагает характеристику водоисточника, головных
водопроводных сооружений и зону строгого режима, дает санитарную оценку
всего процесса улучшения качества воды по предлагаемой схеме.
СХЕМА
Санитарно - эпидемиологического обследования головных сооружений
водопровода
из открытого водоисточника
1. Паспортная часть: населенный пункт, год постройки и реконструкции,
принадлежность, мощность в тыс. м / сут., количество обслуживаемого
населения.