Стр. 5 - 2

Упрощенная HTML-версия

различных вариаций строения, а также аномалий развития органов и систем.
Это необходимо для разработки комплекса социальных и медицинских мер,
направленных на охрану материнства и детства, на формирование здорового
образа жизни.
Возникновению
эмбриологии
как
науки
предшествовали
многовековые, зачастую самые наивные и примитивные представления о
зарождении и развитии организма. По выражению М. Я. Субботина (1976),
«...эмбриология находится в особых отношениях к истории человечества,
ведь дети рождались и в самые отдалённые времена! ...». Поэтому всегда
возникали попытки осмыслить, познать «тайны» развития нового организма.
Однако столь большой интерес в силу недостаточности общебиологических
знаний не мог подкрепляться объективными данными. В Древнем Египте,
Греции, Индии было известно, например, существование некоторых
внезародышевых и зародышевых органов. При этом считалось, что плацента
(детское место) является вместилищем души будущего ребёнка. В индийском
трактате «Аюрведы» описаны некоторые изменения, происходящие на
различных стадиях развития плода.
В Древней Греции вопросы эмбриологии нашли своё отражение в
работах Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). В
частности, Гиппократ полагал, что плод образуется путём смешивания
мужского и женского семени, причём все органы и части зародыша,
характерные для взрослого организма, закладываются одновременно. В этих
взглядах Гиппократа уже заложены зачатки теории так называемого
п р е ф о р м и з м а (лат.
prae
— впереди,
forma
— форма), которая была
выдвинута и существовала в XVII-XVIII вв. (Левенгук, Сваммердам,
Мальпиги и др.).
Согласно теории преформизма организм не развивается заново, а в
готовом виде заложен в половых клетках в образе «мини-человечков».
Вопрос заключался лишь в том, в каких половых клетках он преформирован
— в мужских или женских. Голландский естествоиспытатель А. Левенгук
(1632-1723), обнаруживший с помощью системы линз в мужском семени
«живых зверьков» (по выражению автора), считал, что организм в
сформированном виде находится в мужских половых клетках —
сперматозоидах (греч.
spermatos
— семя,
zoon
— живое). Известный
итальянский
микроскопист М.
Мальпиги
(1628-1694),
напротив,
принадлежал к «овистам» (лат.
ovum
— яйцо), утверждая, что готовая особь
находится в женской половой клетке, а мужская семенная жидкость служит
лишь питательной средой для роста организма.
Этот краткий экскурс в начало развития эмбриологии может служить
ярким примером сложности путей становления научных взглядов на
происхождение и развитие живых организмов. Парадоксальность ситуации
заключалась в том,
что
сторонники преформизма, владеющие
микроскопической техникой и раскрывающие истинные закономерности
развития некоторых органов, сами становились заложниками теологических
воззрений на происхождение всего живого. Противники же преформизма, не
5