Предисловие
Современные требования, предъявляемые к подготовке врачей
различных специальностей, предусматривают раннее профильное обучение
студентов, начиная с теоретических дисциплин. Особое значение ранняя
профилизация имеет для студентов педиатрического факультета. Будущим
врачам-педиатрам на кафедре анатомии необходимо усвоить не только
обширный базисный материал о строении тела человека, но и приобрести
начальные знания об анатомо-физиологических особенностях детского
организма. Однако, краткое изложение, а порой и полное отсутствие таких
сведений в анатомических руководствах и учебниках значительно затрудняет
процесс преподавания и систематическое изучение этого раздела возрастной
анатомии. Специальные же работы монографического характера,
посвящённые анатомо-физиологическим особенностям детского организма
(Валькер Ф. И., 1951, 1959; Гундобин Н. П., 1956; Маркосян А. А., 1969;
Андронеску А., 1970; Бисярина В. П., 1973 и др.), становятся
библиографической редкостью и малодоступны для повседневных занятий
студентам-первокурсникам.
В настоящем учебном пособии обобщены и систематизированы порой
разрозненные материалы об особенностях строения и положения внутренних
органов в период новорожденности и у детей разного возраста. В пособие
включены также (в анатомическом аспекте) вопросы ранних стадий развития
человеческого зародыша и органогенеза висцеральных систем организма. На
основании этого даётся интерпретация происхождения главных пороков их
развития с учётом влияния внешних и внутренних факторов.
Учебное пособие является своего рода обобщением опыта
преподавания этого раздела морфологии на кафедре анатомии человека
Омской медицинской академии, начиная с 1931 года (год организации
педиатрического
факультета).
Оно написано
в
соответствии
с
«Приложением» к программе по анатомии человека для специальности
«Педиатрия» (2006). Пособие рассчитано на студентов педиатрического
факультета медицинских вузов, а также может быть полезным для
начинающих врачей и специалистов спортивного профиля.
3