Стр. 140 - j54

Упрощенная HTML-версия

(43,0 %), ипохондрических (12,0 %), депрессивных (5,0 %), тревожно-
фобических (4,0 %), истероидных состояний (3,0 %) и их сочетаний (3,0
%). Нарушения эмоциональной сферы были характерным признаком у
лиц с психовегетативным синдромом. Вегетативные расстройства
выявлялись на различных уровнях в 93% случаев: кардиальный, нейро-
гастральный,
терморегуляционный,
респираторный
(гипервентиляционный синдром). Среди 34 обследованных (5,0 %) без
отчетливых признаков вегето-сосудистой дистонии эмоциональные
расстройства встречались достоверно реже - в 45% случаев (п~15).
Психокоррегирующая программа (рис. 17), выполняемая
психотерапевтом центра восстановительного лечения Д.А.Гусевым,
была
построена
с
учетом
интегрированных
технологий
нейролингвистического программирования, аутотренинга по Шульцу,
элементов когнитивно-бихевеоральной и рациональной психотерапии.
Из технологий
нейролингвистического программирования
высокую эффективность показали следующие: работа с субмодапьными
и временными линиями, создание позитивной идентичности,
деструкция негативных представлений о своем здоровье и социальной
роли. В процессе проведения этих технологий достоверно повышалась
самооценка, усиливалась мотивация достижения жизненно важных
целей и когнитивная активность, дезактуализировались соматоформные
феномены, повышался уровень рефлексии, коммуникативность и
самоактуализация личности. Особенностью применения данных
психотерапевтических технологий являлась их ориентация на
долговременный результат, что достигалось созданием «Я-концепции».
По данным психологического наблюдения в группе из 230
человек у 91% отмечалась положительная динамика по показателям
теста «САН» (табл. 35). Только у 25 из занимающихся подростков (9 %)
не было отчетливой положительной динамики. Анализ психотерапевтом
Д.А. Гусевым показал, что подобная реакция наблюдалась у детей
преимущественно младшей возрастной группы (10-16 лет, средний
возраст 12.3±0,9 лет) с проявлениями социальной запущенности и
недостаточным образовательным уровнем. Работа психотерапевта
принесла успех у этих пациентов лишь тогда, когда делался акцент на
психотерапевтических
технологиях,
не
требующих
глубокой
когнитивной
переработки
информации,
а
лишь
усиления
бихевеорального компонента. В этих ситуациях оценка эффективности
проводилась проективными психодиагностическими методиками:
восьмицвстный тест Люшера, «Несуществующее животное», «Дом-
Дерево-Человек».
Каждое занятие в центре восстановительного лечения
складывалось, кроме работы с психотерапевтом, из общеразвивающих,
коррекционных, дыхательных упражнений
аэробной части.
139