зились процент брака и себестоимость продукции. Валовые выбро
сы токсических веществ за этот период уменьшились в 6,5 раза.
Общий уровень заболеваемости рабочих с временной утратой тру
доспособности снизился на 13,4% (в случаях).
На протяжении нескольких лет выполнялась работа по оценке
условий и режима труда на судах Иртышского пароходства, а также
состояния здоровья плавсостава и диспетчерской службы (В.Ф.
Маркин, С.В. Шубенко, Г.И. Алхутова, Т.И. Захарченко и др.).
Исследования показали необходимость внесения корректив в ре
жим несения вахт командного состава судов. Увеличение быстро
ходности и грузоподъемности судов, необходимость пользования
радиолокационными установками и оперативных решений в слож
ных ситуацияхувеличиваютнервно-эмоциональнуюнагрузку наорга
низм судоводителей, приводят к развитию утомления и снижению
работоспособности. Длительное нервное напряжение, нарушение
режима питания и переохлаждение способствуют развитию заболе
ваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта,
органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.
В период 1978-80 гг. проводилось углубленное изучение заболе
ваемости внутренних органов рабочих иИТР под руководством про
фессора Н.А. Жукова.
Инструментальные исследования и функциональные пробы выя
вили случаи скрыто протекающей коронарной недостаточности, на
рушения бронхиальной проходимости, желудочной секреции идру
гие доклинические проявления заболеваний, чаще регистрируемые
у лиц с большим стажем работы. На основе проведенных исследо
ванийрекомендованы применение методов функциональнойдиагно
стики и врачебного контроля при проведении периодических меди
цинскихосмотров, повышение квалификации врачей.
Наш опыт работы может быть использован и надругих предпри
ятиях, в первую очередь Западной Сибири и Дальнего Востока. В
перспективе целесообразно расширение фронта комплексныхиссле
дований на хоздоговорной основе, усиление комплексности, работа
кафедр института в содружестве с другими учреждениями (14).
* * *
286