Стр. 38 - 2

Упрощенная HTML-версия

Он первым разработал специальную методику выращивания нервных
клеток в искусственной среде, которая во многом предвосхитила совре­
менные направления культивирования тканей.
В период эпидемии летаргического энцефалита им описаны патогис­
тологические изменения, лежащие в основе поздних прогредиентных фаз
этой болезни. Он провел серию патогистологических исследований, вы­
яснивших происхождение и семиологическое значение анизотропных
кристаллов в головном мозге: обосновал представления об «амилоид­
ных тельцах» как продуктах взаимодействия клетки с нейроинфекцией.
Самый значительный цикл работ, принесший ему мировую известность,
был посвящен исследованию кожевниковской эпилепсии в Сибири. Он
изучил эпидемиологию, клинику и патоморфологию этой самостоятель­
ной нозологической формы, представив доказательства ее инфекцион­
ного происхождения и природной очаговости. Задолго до открытия кле­
щевого энцефалита он высказал мнение о нозологическом единстве ко­
жевниковской эпилепсии и прогрессирующего полиомиелита взрослых, в
этиологии которых придавал значение инфекции, связанной с лесом. Раз­
работав концепцию кортикального происхождения «постоянной частич­
ной эпилепсии», он показал особое значение повреждений клеток второ­
го слоя коры моторной зоны для ее возникновения на почве инфекции,
травмы или цистоцеркоза, совместно с хирургами внедрил в практику
оперативное лечение этой болезни.
Другие работы JI.И. Оморокова связаны с изучением клиники и диф­
ференциальной диагностики торзионной дистонии, кортикальных и ме­
зэнцефальных судорог, наследственного дрожания, опухолей нервной си­
стемы. Л.И. Омороков обогатил семиотику нервных болезней описани­
ем нового тибиального феномена поражения каллезного тела.
65 лет отдал он высшей школе. Им разработана система преподава­
ния невропатологии в медицинском вузе. Его учебник «Введение в кли­
ническую невропатологию», переиздававшийся несколько раз, был та­
лантливо иллюстрирован оригинальными рисунками самого автора.
В последние годы жизни он был редактором отдела Большой меди­
цинской энциклопедии, почетным членом Всесоюзного общества невро­
патологов и психиатров (21,25-27,43, 51).
Таким образом, профессор Л.И. Омороков оказался связующим зве­
ном между своим учителем - В.И. Бехтеревым и своим учеником -
Н.И. Савченко. Звено в цепи создания неврологической школы России.
38