Он первым разработал специальную методику выращивания нервных
клеток в искусственной среде, которая во многом предвосхитила совре
менные направления культивирования тканей.
В период эпидемии летаргического энцефалита им описаны патогис
тологические изменения, лежащие в основе поздних прогредиентных фаз
этой болезни. Он провел серию патогистологических исследований, вы
яснивших происхождение и семиологическое значение анизотропных
кристаллов в головном мозге: обосновал представления об «амилоид
ных тельцах» как продуктах взаимодействия клетки с нейроинфекцией.
Самый значительный цикл работ, принесший ему мировую известность,
был посвящен исследованию кожевниковской эпилепсии в Сибири. Он
изучил эпидемиологию, клинику и патоморфологию этой самостоятель
ной нозологической формы, представив доказательства ее инфекцион
ного происхождения и природной очаговости. Задолго до открытия кле
щевого энцефалита он высказал мнение о нозологическом единстве ко
жевниковской эпилепсии и прогрессирующего полиомиелита взрослых, в
этиологии которых придавал значение инфекции, связанной с лесом. Раз
работав концепцию кортикального происхождения «постоянной частич
ной эпилепсии», он показал особое значение повреждений клеток второ
го слоя коры моторной зоны для ее возникновения на почве инфекции,
травмы или цистоцеркоза, совместно с хирургами внедрил в практику
оперативное лечение этой болезни.
Другие работы JI.И. Оморокова связаны с изучением клиники и диф
ференциальной диагностики торзионной дистонии, кортикальных и ме
зэнцефальных судорог, наследственного дрожания, опухолей нервной си
стемы. Л.И. Омороков обогатил семиотику нервных болезней описани
ем нового тибиального феномена поражения каллезного тела.
65 лет отдал он высшей школе. Им разработана система преподава
ния невропатологии в медицинском вузе. Его учебник «Введение в кли
ническую невропатологию», переиздававшийся несколько раз, был та
лантливо иллюстрирован оригинальными рисунками самого автора.
В последние годы жизни он был редактором отдела Большой меди
цинской энциклопедии, почетным членом Всесоюзного общества невро
патологов и психиатров (21,25-27,43, 51).
Таким образом, профессор Л.И. Омороков оказался связующим зве
ном между своим учителем - В.И. Бехтеревым и своим учеником -
Н.И. Савченко. Звено в цепи создания неврологической школы России.
38