приписать это жизни - подвигу Э.Г. Салищева. Он поступил на медицин
ский факультет Казанского университета, но в знак протеста против
увольнения П.Ф. Лесгафта ушёл с 3-го курса. В 1875 году окончил ме-
дико-хирургическую академию, работал земским врачом в Златоусте,
принимал участие в русско-турецкой войне. В 1885 году защитил док
торскую диссертацию и с 1890 года возглавил кафедру оперативной хи
рургии и топографической анатомии. А через два года - кафедру госпи
тальной хирургии Томского университета.
Работы профессора Э.Г. Салищева заставили говорить всю мировую
медицинскую общественность и принесли Томской хирургической шко
ле заслуженную славу Его преемником на кафедре стал Платон Ивано
вич Тихов. Он был автором трёхтомного труда «Частная хирургия» и
более 100 работ; монография «Туберкулез суставов и костей» была удо
стоена премии им. И.Ф. Буша. Кстати, его учеником был П.Н. Обросов.
Мир тесен. П.Н. Обросов был связан в своей жизни с организацией
Омского медицинского института, а имя П.И. Тихова носит студенчес
кий научный кружок кафедры общей хирургии ОГМА.
* * *
В период учебы Н.И. Савченко хирургические болезни преподавал
прославленный хирург Владимир Михайлович Мыш (1873 - 1947). Вы
пускник Военно-медицинской академии и ученик профессора Н.А. Ве
льяминова в 25 лет стал доктором медицины, а в 28 лет был избран
заведующим кафедрой общей хирургии - позднее факультетской хирур
гии Томского университета. В 20-е годы В.М. Мыш - автор многих ру
ководств, учебников и монографий по абдоминальной и грудной хирур
гии, онкологии, урологии, заболеваний костей и суставов, общей и плас
тической хирургии. Оригинальные методики оперативного вмешатель
ства, мировое признание...
В.М. Мыш увлекал студентов аурой творчества, аурой постоянного
поиска, что, естественно, не могло не сказаться на слушателях.
Занимаясь историей того периода по высшим медицинским заведе
ниям страны (Петербург, Москва, Казань, Томск), невольно приходишь
к мысли, что колокол времени практически одновременно разбудил ка
кой-то особый пласт творческой молодежи, которая на десятилетия оп
ределила развитие науки в России. Это касается не только ВУЗов со
31