тал единствоструктурыифункции, стремился придать обучениюде
монстрационныйхарактер. Оносновалуникальнуюколлекциюмик
роскопических препаратов, в изготовлении которых участвовали в
ходе практических занятий студентыисамА.С. Догель.
ВнаучнойработеА.С. Догель, следуятрадициямКазанскойней-
рогистологическойшколы, продолжал изучение некоторых отделов
центральной нервной системы. Особое внимание онуделил вегета
тивной нервной системе, глубоко изучив интрамуральный аппарат
пищеварительного тракта. Высочайшая работоспособность и нео
быкновенныйинтерес позволилиА.С. Догелюподробноописать кон
цевые нервные аппараты в подавляющем большинстве тканей и ор
ганов. Его работы, касающиеся сетчатки глаза, классификации не
рвных клетокпищеварительноготракта испинальных гашлиев, ин
нервациироговойоболочкии слизистойполовыхорганов, получили
мировое признание.
А.С. Догель был нетолько крупнымученым, талантливым педа
гогом, но и общественником. Спервыхдней открытия университета
и по 26 июня 1890 годаон исполнял обязанности деканамедицинс
когофакультета, члена-учредителя общества естествоиспытателей и
врачей приТомскомуниверситете, членаПравления университета В
1895 году в результате трений с попечителем Западно-Сибирского
учебного округа В.М. Флоринским А.С. Догель представил на кон
курсдокументывС.-Петербургскийуниверситет ипокинул г. Томск.
На вакантное место заведующего кафедрой в этом же году из
Казани приехалдоктор медицины
АлексейЕфимовичСмирнов,
ко
торый был избран вначале надолжность экстраординарного, а затем
ординарного профессора кафедры гистологиии эмбриологииТомс
кого университета. С первых дней пребывания на кафедре он про
явилбольшуюзаботуоматериальномоснащенииучебногопроцесса
микроскопамииаппаратурой, чтопозволилоорганизоватьпервокласс
нуюпотем временамлабораторию. А.Е.Смирнов - это, прежде все
го, блестящий лектор-новатор. Его лекторское мастерство, умение
увлечь слушателей привлекало не только студентов медицинского
факультета, но иврачей города, студентов другихфакультетов.
Основное научное направлениеА.Е. Смирнова можноохаракте
ризовать как гистофизиологическое, полученное от школыА.И. Ба-
5