Стр. 41 - 2

Упрощенная HTML-версия

гическуюнауку. Возвраггясь на родину, Лаврентьев в отчете о коман­
дировкеохарактеризовалсостояниеэкспериментальнойэмбриологии,
цитологии и гистологиитого периода. Ученый рекомендовал объек­
тивно оценить технические успехи ибольшой фактический матери­
ал, накопленный зарубежными исследователями. При этом он отме­
тил идеологическуюбедность иностранных научныхшкол.
Б.И. Лаврентьев был новатором педагогического процесса. Он
выступал против проведения экзаменов для студентов, которые хо­
рошо учатся. Экзаментолько для нерадивых студентов, для тех, кто
ничего неделалподанномупредмету втечение года... Далее следует
самая важная мера:«.. .согласование курсов между собою... Необхо­
димо срочное согласование курсов так, чтобы студент, хотя бы по
важнейшим дисциплинам, получал одновременно один и тотже по
содержаниюматериал. Еслимызаставимстудентаодновременно изу­
чать по физиологии - пищеварение, по гистологии - морфологию
желез внутреннейсекреции, по биохимии- мочу, побиологии- зако­
ныМенделя, а по анатомии - проводящие пути головного мозга, то
мырискуем кконцу годаэти проводящие путиу студентапривести в
полнуюнегодность.
Еслиже студентбудетштудироватьодинкакой-нибудькомплекс,
нухотя быпищеварение, освещаемыйодновременнотеоретически и
практическии гистологом, ибиохимиком, ифизиологом, ианатомом,
тотакойкомплекс, во-первых, возбудитмаксимуминтереса, а во-вто-
рых, сэкономитмышление, вниманиеиэнергиюдля проработки.
Отсюдатребование—связать все программы или, вернее, цик­
лы программ во времени - по декадам. Если мы сумеем этого до­
биться, это будетодним из первых и важных нашихдостижений».
* * *
1-йМосковскиймедицинский институт оказался судьбоносным
дляН.С. Часовникова, Б.В. Алешина, В.Г. Елисеева, которые оказа­
лись подвлиянием крупнейшего гистологаXXвекаБорисаИннокен­
тьевичаЛаврентьева.
Вконце 1933 года началась «великая» рокировка: Н.С. Часовни­
ковбыл избран назаведование кафедрой гистологии вХарьковский
41