гическуюнауку. Возвраггясь на родину, Лаврентьев в отчете о коман
дировкеохарактеризовалсостояниеэкспериментальнойэмбриологии,
цитологии и гистологиитого периода. Ученый рекомендовал объек
тивно оценить технические успехи ибольшой фактический матери
ал, накопленный зарубежными исследователями. При этом он отме
тил идеологическуюбедность иностранных научныхшкол.
Б.И. Лаврентьев был новатором педагогического процесса. Он
выступал против проведения экзаменов для студентов, которые хо
рошо учатся. Экзаментолько для нерадивых студентов, для тех, кто
ничего неделалподанномупредмету втечение года... Далее следует
самая важная мера:«.. .согласование курсов между собою... Необхо
димо срочное согласование курсов так, чтобы студент, хотя бы по
важнейшим дисциплинам, получал одновременно один и тотже по
содержаниюматериал. Еслимызаставимстудентаодновременно изу
чать по физиологии - пищеварение, по гистологии - морфологию
желез внутреннейсекреции, по биохимии- мочу, побиологии- зако
ныМенделя, а по анатомии - проводящие пути головного мозга, то
мырискуем кконцу годаэти проводящие путиу студентапривести в
полнуюнегодность.
Еслиже студентбудетштудироватьодинкакой-нибудькомплекс,
нухотя быпищеварение, освещаемыйодновременнотеоретически и
практическии гистологом, ибиохимиком, ифизиологом, ианатомом,
тотакойкомплекс, во-первых, возбудитмаксимуминтереса, а во-вто-
рых, сэкономитмышление, вниманиеиэнергиюдля проработки.
Отсюдатребование—связать все программы или, вернее, цик
лы программ во времени - по декадам. Если мы сумеем этого до
биться, это будетодним из первых и важных нашихдостижений».
* * *
1-йМосковскиймедицинский институт оказался судьбоносным
дляН.С. Часовникова, Б.В. Алешина, В.Г. Елисеева, которые оказа
лись подвлиянием крупнейшего гистологаXXвекаБорисаИннокен
тьевичаЛаврентьева.
Вконце 1933 года началась «великая» рокировка: Н.С. Часовни
ковбыл избран назаведование кафедрой гистологии вХарьковский
41