Цель занятия.
Сформировать у студентов современные представления о водном
балансе организма, основных видах его нарушения и проявления, а так
же механизмах, лежащих в основе этих расстройств.
Задачи. Студент должен:
1. Знать определения гипо- и гипергидрии, отека и водянки. Уметь
оценить действие факторов, играющих роль в их возникновении.
2. Уметь объяснить механизм развития отека при заболеваниях
сердца, почек, при голодании, воспалении и др.
3. Уметь самостоятельно определить форму конкретного нарушения
водного обмена и объяснить механизм ее развития. Проводить
сравнительный анализ патогенеза различных видов отека.
4. Знать, что интенсивность водного обмена в детском организме
выше по сравнению со взрослыми и нарушения водного обмена у
детей характеризуется более тяжелым течением (пед. фак.).
5. Знать о возможности нарушения водного обмена у работающих на
вредных производствах и иметь представление о профилактике этих
расстройств (мед.-проф. фак.).
6. Уметь объяснить причины и механизмы развития отеков с
локализацией в полости рта и челюстно-лицевой области (стом.
фак.).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Проработать учебный материал по следующим вопросам:
1. Положительный иотрицательный водный баланс организма.
2. Определение понятия «отек» и «водянка». Основные клинические
признаки отека.
3. Основные патогенетические факторы отека:
а) роль гидростатического фактора,
б) роль осмотического и онкотического фактора,
в) роль проницаемости стенки капилляра.
4. Классификация отеков по этиологическому фактору.
5. Этиология и патогенез застойных, сердечных, почечных,
токсических, кахектических, воспалительных, эндокринных отеков.
6. Значение отека и водянки для организма.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Патофизиология: Учебник для медицинских вузов / Под ред.
B.В.Новицкого и Е.Д. Гольдберга. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. -
C.
315-333.
40