Коллективом кафедры патофизиологии, имеющим большой педагогиче
ский опыт преподавания базисной патофизиологиистудентамлечебного, педи
атрического, медико-профилактического истоматологического факультетов,
подготовлено «Руководство к практическим занятиям» всоответствии с Про
граммой по патофизиологии Министерства образования Российской
Федерации (Москва, 2002). Рецензируемое руководство не дублирует
имеющееся «Руководство к практическим занятиям по патологической
физиологии / Под ред. И.И. Лосева» (М.: Медицина, 1985), изданное 19лет
тому назад.
Вруководстве содержится методика проведения лабораторных и семи
нарских занятий по 31 теме. Каждая тема четко структурирована и содержит
мотивациюизучаемой темы, цели изадачи, самостоятельнуюработу студентов
во вНеучебное время, перечень основной идополнительной литературы. Изло
жена структура каждого занятия, оснащение, необходимое для выполнения
экспериментальных исследований, описана методика постановки
эксперимента. Вруководстве содержатся рекомендации по профилизации
преподавания патофизиологии, изложеныситуационные задачи ипрактически
навыки и умения.
Материал изложен достаточно просто и последовательно, адаптирован
для студентов 3-го курса. Вработе над руководством использована литература
последних 3-5 лет. Набор ситуационных задач, электрокардиограмм,
анализных листов крови, мочи, температурных графиков и т.д. может быть
использован для подготовки к итоговой аттестации.
Вцелом рецензируемое руководство соответствует требованиям, предъ
являемым к учебным пособиям, с современных методологических позиций
раскрывает ключевые вопросы базисной патофизиологии. Оно, безусловно,
будет полезно при изучении патофизиологии, что позволяет его рекомендовать
к изданию с грифом УМО.
Председатель Президиума
Уральского отделения РАН, академик РАН,
доктор медицинских наук, профессор
В.А. Черешнев
3