7. Устойчивость разных тканей к гипоксии и факторы, ее определяющие.
8. Проявления и последовательность расстройств физиологических
функций при гипоксии.
9. Основные метаболические расстройства при гипоксии.
10. Основные срочные защитно-приспособительные (адаптивные)
реакции при гипоксии и их механизмы.
11. Основные проявления адаптации к гипоксии.
12. Пути профилактики и терапии гипоксических состояний.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Оснащение занятия:
Таблицы и слайды: “Кислородная недостаточность” ,
“Компенсаторные механизмы при кислородном голодании”, “Кривые
диссоциации оксигемоглобина и газовый состав крови при различных
видах кислородного голодания”.
Установка для “подъема” на высоту, состоящая из барокамеры и
насоса Комовского. Белые крысы и мыши, новорожденные крысята,
лягушка, банки с герметично закрывающимися пробками (на 50-100 мл),
натронная известь (гранулы), песок, гексенал и тиопентал натрия вместе
с таблицами для расчета дозы наркотиков от массы животного, шприцы
на 1-2 мл.
Задание 1.
Изучить влияние пониженного давления кислорода во вдыхаемом
воздухе в зависимости от видовых и возрастных особенностей организма
.
Под колпак барокамеры одновременно посадить взрослую крысу,
крысенка и лягушку. Насосом Комовского создать разряжение,
соответствующее “подъему на высоту” до 9-10 км. В ходе опыта оценить
особенности изменения поведения, частоты дыхания и двигательной
активности у различных животных.
Обсудить данные, сделать выводы.
Задание 2
.
Исследовать влияние пониженного парциального давления
кислорода во вдыхаемом воздухе на организм неадаптированных и
адаптированных к гипоксии животных.
У ненаркотизированной белой крысы подсчитать частоту
дыхательных движений и поместить в барокамеру. Насосом Комовского
создать разряжение, в ходе которого отметить изменение поведения и
частоты дыхательных движений. Подъем вести до “высоты” (Н), на
которой появляется судорожная активность, отметить эту высоту.
Впустить воздух и оставить животное на этой высоте на 30 мин. После
этого провести повторный подъем до высоты (Н1), на которой появляется
судорожная активность, отметить высоту. Разгерметизировать
барокамеру, впустить воздух. Провести анализ результатов и сделать
выводы.
114