Практика показывает, что в тех случаях, когда нет детально
разработанной структурно-логической схемы работы, неизбежна
диспропорция составных частей работы, пробелы в изложении или,
наоборот, наличие повторов.
При написании научной работы следует помнить слова Г. Над-
сона «Нет на свете мук сильнее, чем муки слова». Каждый, кто
пытался писать хорошо, испытывал на себе эти муки, но, тем не
менее, мы должны учиться писать ясно, доходчиво, красиво, умно;
писать чистым русским языком - прекрасным даром наших пред
ков.
Студенту нужно ясно представлять, что никогда, особенно
первая научная работа, не пишется сразу в окончательном вари
анте. По мере чтения научной литературы и накопления новой ин
формации, полученной в результате дополнительных исследова
ний,
многие разделы,
а
иногда и всю работу полезно многократно
редактировать в процессе написания.
Правильное изложение мысли на бумаге, верное построение
фразы, употребление соответствующих слов требуют от начина
ющего автора большого напряжения, внимания, сил. Студент, пло
хо усвоивший тему исследования, не познавший всю глубину и
многообразие, никогда не напишет хорошую работу. Убедительно
по этому поводу сказал М. В. Ломоносов: «Смутно пишут о том, о
чем смутно представляют».
Кроме того, необходимо помнить, что длительные перерывы
в написании работы приводят к нарушению связанности и после
довательности изложения.
Написав работу, нужно тщательно ее выверить, отредактиро
вать, убрать все ненужное. «Искусство писать, - говорил А. П.
Чехов, —это искусство вычеркивать».
Рукопись должен править сам автор, а не руководитель; на
правку рукописи, устранение ее недочетов и на шлифовку стиля
подчас уходит больше времени, чем на первоначальное написа
ние, и это закономерное явление, При написании работы нельзя
ограничиваться только констатацией фактов, необходимо тому или
иному явлению дать объяснение или сопроводить его своим аргу
ментированным мнением.
20