I. Тема: Этапы и
п у т и
развития ортодонтии. Филогенез и онтогенез зубочелюстной. . .
ство ортодонтов (1901), первый журнал по ортодон
тии, первое специальное учебное заведение — ин
ститут ортодонтии (1922). Для школы Энгля харак
терны следующие принципы: целью лечения являет
ся достижение идеальной окклюзии без удаления
зубов; представление о первом постоянном моляре
как о «ключе окклюзии»; возможный возраст орто-
донтических методов лечения —7-40 лет; лечение
стандартными ортодонтическими аппаратами.
3). Данный этап (1910-1930) уместно увязать с именем
Мершона. Его принципы: возраст лечения определя
ется не по годам, а индивидуально в зависимости от
вида и выраженности аномалий (деформаций), состо
яния организма, используются аппараты с измерен
ными силами в виде лингвальных дуг, применяется
функциональная (безаппаратурная) ретенция резуль
татов лечения.
4). Данный этап начинается примерно с 1930 года и ха-
рактерезуется разработкой и внедрением функцио
нальной челюстной ортопедии, основоположниками
которой были Хейпл (Прага), Андрезен (Осло), Катц
(Ленинград). Работами А. Я. Катца (1933) положено
начало функциональному направлению в ортодонтии
в нашей стране. Им, его учениками и последователя
ми предложен целый ряд функционально действую
щих аппаратов.
Первое общество дантистов в России было организо
вано в 1883 году в Петербурге (профессор А. К. Лимберг).
В 1898 году было всего 9 зубоврачебных школ в России,
а в 1916—20. В настоящее время —29 стоматологических
факультетов и одно специализированное высшее учебное
заведение (г. Москва). По показателям учебно-методи
5