Лекция 5. Общая нозология
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твер
дых частей (кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь,
слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передви
гаясь и смешиваясь в теле человека, определяют все жизнен
ные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в
строении человеческого тела существует незримая гармония,
выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг
(кразис)
организма, что характерно для здоровья. Нарушение
правильного смешивания влаг
(дискразия)
приводит к болез
ни. Он считал, что человек обладает естественными силами,
способными бороться против болезни. Природа, по мнению
Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призы
вал врача, прежде всего, помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
1. Сохранилась до наших дней терминология, предло
женная Гиппократом (нефрит, пневмония и др.).
2. Сохранились некоторые принципы лечения: крово
пускание, дача слабительных, потогонных.
3. Особое место в учении Гиппократа занимали его мо-
рально-этические установки —
«клятва Гиппократа».
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891—
1976) издал книгу о Гиппократе, назвав ее «Факел».
Одновременно с этим появилось другое направление,
представители которого происхождение болезни ставили в
связь с изменением плотных составных частей человечес
кого тела. Его назвали
солидарным
(solidus —плотный). Оно
возникло на основе атомистического учения Демокрита, по
мнению которого, все тела, составляющие природу, вклю
чая и человека, состоят из атомов —мельчайших частиц.
Болезнь же возникает как от изменения формы атомов, так
и от неправильного расположения их.
Безусловно, приведенные взгляды на болезнь примитив
ны. Они не могли раскрыть сущность болезни и способство
вать разработке эффективного лечения больных. Важно, что
77