Стр. 66 - 2

Упрощенная HTML-версия

Лекция 4. Реактивность, резистентность и конституция организма
ловные раздражители вызывают широкую иррадиацию не­
рвного процесса, вследствие этого ребенок на любой раз­
дражитель отвечает генерализованной реакцией.
У новорожденного по сравнению с взрослыми более
слабо выражена болевая реакция, а болевое ощущение но­
сит разлитой характер, поскольку у новорожденного отсут­
ствует функциональное объединение гипоталамической
области, ретикулярной формации, зрительного бугра и
коры головного мозга.
Значительные отклонения средовых факторов от опти­
мальной величины (воздействие повышенной или понижен­
ной температуры на организм), патологические условия суще­
ствования (пищевое голодание, недостаточное поступление
жидкости в организм) выявляют ограниченность компенса-
торно-приспособительных реакций, поэтомудети, особенно
раннего возраста, легче заболевают. У детей неравномерно
идет развитие различных функциональных систем и их регу­
ляторов, а это обусловливает несовершенство реакции ребен­
ка на действие патогенного фактора.
Заболеваемость и смертность детей нередко является
следствием нарушения жизнедеятельности плода в период
внутриутробного развития. Поэтому изменения, возник­
шие у плода, влекут за собой соматические и психические
расстройства в раннем периоде после рождения. Именно
они способствуют проявлению патологической реактивно­
сти и формированию аномалий развития у ребенка.
Важную роль в механизмах реактивности играет гипота-
ламо-гипофизарно-надпочечниковая система. У плода и но­
ворожденного эта система практически еще не функциони­
рует. Способность к реакции этой системы появляется по­
степенно, и на различные раздражители она реагирует
неодинаково. Вчастности, отсутствие реакции коры надпо­
чечников на стрессорные воздействия в первые дни после
рождения ребенка объясняется незрелостью гипоталамуса,
3. В. Т Долгих
65