Стр. 18 - 2

Упрощенная HTML-версия

Лекция 1. Предмет, содержание и методы патофизиологии
ориметра, газоанализатора, хроматографа и т. д.; структу­
ра —с помощью световых и электронных микроскопов;
функции —с помощью электроэнцефалографа, электро­
кардиографа, реографа, эхокардиографа и т. д.
Параллельно ставятся
контрольные
эксперименты, ко­
торые должны отличаться лишь одним условием от опы­
тов. Если контроль отличается от опыта по двум услови­
ям —эксперимент грязный, а по трем —это просто неве­
жество.
В эксперименте, в отличие от наблюдения, пытают­
ся воспроизводить патологические процессы, синдромы,
болезни; создавать особые условия; изучать причины и
следствия, патогенез; усиливать одни функции и ослаблять
другие; апробировать новые лекарственные препараты.
Осуществление эксперимента сопряжено со многими
трудностями, которые обусловлены сложностью патоло­
гических процессов; необходимостью одновременно ис­
следовать многие стороны патологического процесса и
невозможностью сделать это сразу; невоспроизводимостью
ряда патологических процессов, наблюдаемых у человека;
наличием возможных источников ошибок.
Правомерно ли переносить на человека данные и вы­
воды патофизиологического эксперимента, проведенно­
го на животном? Патофизиологический эксперимент не
воспроизводит полностью болезни человека. Законы
развития заболеваний в человеческом обществе принци­
пиально отличны от закономерностей развития патологи­
ческих процессов в животном мире:
¦ в человеческом обществе в определенной мере отсут­
ствует естественный отбор;
¦ огромна роль социального строя;
¦ у животных отсутствует II сигнальная система, игра­
ющая у человека большую роль в процессах приспо­
собления и защиты;
17
'