Лекция 1. Предмет, содержание и методы патофизиологии
фактических данных. Нельзя проводить опыт в надежде,
что вдруг неожиданно будет получен интересный резуль
тат —необходимо иметь четкое представление о цели наме
чаемого исследования. Если исследователь не знает, что он
ищет, то он не поймет и того, что найдет.
Академик И.П. Павлов говорил: «Если нет в голове идей,
то не увидишь и фактов». Однако гипотеза не является чем-
то абсолютно истинным. «Гипотеза, —утверждал И.П. Пав
лов, —иногда бывает нужна для того, чтобы иметь право
поставить опыт. А к вечеру она зачастую уже негодна».
Исключительно важное значение при выполнении экс
перимента имеет методика его постановки, т. е. правильный
выбор животного, форма осуществления эксперимента (ос
трый или хронический опыт), использование соответствую
щих приборов, инструментария и правильная организация
контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значе
ние для успешного изучения закономерностей развития
патологических процессов. Например, экспериментальные
язвы желудка следует вызывать у крыс, а не у кроликов —
у них часто наблюдаются спонтанные язвы желудка. Ин
фекционные процессы не следует изучать на крысах —они
устойчивы к инфекции (лучше всего на кроликах, мышах).
Аллергию, анафилактический шок лучше всего моделиро
вать на морских свинках, неврозы —на собаках, опухоле
вый процесс —на мышах.
Формы осуществления эксперимента
могут быть различ
ными в зависимости от цели исследования и проводиться
в условиях острого или хронического опыта. Для изучения
патологических процессов используют следующие основ
ные методы эксперимента:
¦
метод выключения
—удаление или повреждение како-
го-либо органа (хирургическое, химическое, механи
ческое) и сравнение появившихся симптомов с кли
15