Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

Лекция 1. Предмет, содержание и методы патофизиологии
фактических данных. Нельзя проводить опыт в надежде,
что вдруг неожиданно будет получен интересный резуль­
тат —необходимо иметь четкое представление о цели наме­
чаемого исследования. Если исследователь не знает, что он
ищет, то он не поймет и того, что найдет.
Академик И.П. Павлов говорил: «Если нет в голове идей,
то не увидишь и фактов». Однако гипотеза не является чем-
то абсолютно истинным. «Гипотеза, —утверждал И.П. Пав­
лов, —иногда бывает нужна для того, чтобы иметь право
поставить опыт. А к вечеру она зачастую уже негодна».
Исключительно важное значение при выполнении экс­
перимента имеет методика его постановки, т. е. правильный
выбор животного, форма осуществления эксперимента (ос­
трый или хронический опыт), использование соответствую­
щих приборов, инструментария и правильная организация
контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значе­
ние для успешного изучения закономерностей развития
патологических процессов. Например, экспериментальные
язвы желудка следует вызывать у крыс, а не у кроликов —
у них часто наблюдаются спонтанные язвы желудка. Ин­
фекционные процессы не следует изучать на крысах —они
устойчивы к инфекции (лучше всего на кроликах, мышах).
Аллергию, анафилактический шок лучше всего моделиро­
вать на морских свинках, неврозы —на собаках, опухоле­
вый процесс —на мышах.
Формы осуществления эксперимента
могут быть различ­
ными в зависимости от цели исследования и проводиться
в условиях острого или хронического опыта. Для изучения
патологических процессов используют следующие основ­
ные методы эксперимента:
¦
метод выключения
—удаление или повреждение како-
го-либо органа (хирургическое, химическое, механи­
ческое) и сравнение появившихся симптомов с кли­
15