Целый ряд племен в настоящее время еще находи гея на уровне разви
тия каменного века и которые также имеют древние представления о бо
лезни, включающие три компонента:
1.
Магический
(колдовство).
2.
Религиозным.
Болезнь - это результат действия разгневанного боже
ства.
3.
Эмпирический.
Наблюдения и некоторые
факты
принимаются за су
щество болезни. Так возникло
онтологическое
(ontos - существо)
представление о сущности болезни, которая вызывается проникшим
в
оранизм человека каким-то существом. Оно характеризовалось не
которой наукообразностью (счет чисел, расположение светил
и
т.п.).
В период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным рас
положением светил, цифрой 13 и т.д. и считали, что болезнь являет
ся результатом разгневанного божества. Так, до настоящего времени
сохранился термин “сглазить”.
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности
появляется новое представление о сущности болезни
- гуморальное,
ос
новоположником которого явился Гиппократ. В основе его взглядов ле
жит философское учение Пифагора и Эгшдокла.
Они
считали, что весь
мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (ко
сти, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь
желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в теле человека, опреде
ляют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал, что в
строении человеческого тела существует незримая гармония, выражаю
щаяся в правильном смешивании жидких влаг (
кразис
) организма, что
характерно для здоровья. Нарушение правильного смешивания влаг
(due-
кразия
) приводит к болезни. Он считал, что человек обладает естест
венными силами, способными бороться против болезни. Природа, по
мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал
врача прежде всего помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
1. Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппокра
том, (нефрит, пневмония и др.).
2. Сохранились некоторые принципы лечения: кровопускание, дача сла
бительных, потогонных.
3. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-этичес
кие установки -
“клятва Гиппократа”.
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891-1976) издал
книгу о Гиппократе, назвав ее “Факел”.
Одновременно с этим появилось другое направление, представители
которого происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных
51