3. ОСОБЕННОСТИ РЕАКТИ ВНОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Реактивность детского организма, диапазон его защитно-приспособи-
тельных и компенсаторных реакций определяется наследственностью,
условиями внутриутробного развития и условиями существования ребенка
после рождения. Прежде всего, реактивность ребенка в значительной сте
пени зависит от состояния
перепой систему
Как известно, ребенок рож
дается с незаконченным морфо-функциона^ьным развитием центральной
нервной системы, что существенно ограничивает ее функциональные воз
можности. Возбудимость головного мозга Снижена, отмечается слабость
внутреннего торможения, легко наступает утомление, а все жизненные
процессы совершаются в условиях превалирования подкорковых цент
ров. Различные безусловные раздражители вызывают широкую иррадиа
цию нервного процесса, вследствие этого ребенок на любой раздражи
тель отвечает генерализованной реакцией.
У новорожденного по сравнению с взрослыми более слабо выражена
болевая реакция, а болевое ощущение носит разлитой характер, посколь
ку'j>■
гствуе г ф
шяфЮтлькое обьедшекяе стога-
ламической области, ретикулярной формации, зрительного бугра и коры
головного мозга.
Значительные отклонения средовых фаь;ТОров от оптимальной вели
чины (воздействие повышенной или пониженной температуры на орга
низм), патологические условия существования (пищевое голодание, не
достаточное поступление жидкости в организм) выявляют ограничен
ность компенсаторно-приспособительных реакций, поэтому дети, осо
бенно раннего возраста, легче заболевают, у детей неравномерно идет
развитие различных функциональных систем и их регуляторов, а это обус
ловливает несовершенство реакции ребенка на действие патогенного фак
тора.
Заболеваемость и смертность детей нередко является следствием на
рушения жизнедеятельности плода в период внутриутробного развития.
Поэтому изменения, возникшие у плода, влекут за собой соматические и
психические расстройства в раннем периоде после рождения. Именно они
способствуют проявлению патологической реактивности и формирова
нию аномалий развития у ребенка.
Важную роль в механизмах реактивности играет гипоталамо-гипофи-
зарно-надпочечниковая система. У плода и новорожденного эта система
практически еще не функционирует. Способность к реакции этой систе
мы появляется постепенно, и на различные раздражители она реагирует
неодинаково. В частности, отсутствие реакции коры надпочечников на
стрессорные воздействия в первые дни пооде рождения ребенка объяс
няется незрелостью гипоталамуса, регулирующего активность гипофиза,
43