Стр. 4 - 2

Упрощенная HTML-версия

возникновения, механизмов развития и преодоления, а также совокуп­
ность знаний об основных компонентах болезни (воспаление, лихорад­
ка, гипоксия, нарушение обмена веществ и др.) и важнейших закономер­
ностях повреждения отдельных органов и систем.
Как учебная дисциплина патофизиология состоит из 3 разделов:
1. Общая патофизиология. Она включает
общую нозологию
(уче­
ние о сущности болезни), формирующую основные понятия и катего­
рии патологии, создающую классификации и номенклатуру болезней и
изучающую социальные аспекты патологии;
общую этиологию
- уче­
ние о причинах и условиях возникновения болезни и принципах этиот-
ропной профилактики и терапии;
общий патогенез
- учение о механиз­
мах устойчивости, общих механизмах развития болезни, механизмах выз­
доровления и умирания и о принципах патогенетической профилактики
и терапии; а также учение о
наследственности, конституции иреак­
тивности.
2. Типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипок­
сия, аллергия, отек, нарушения обмена веществ и др.) - т.е. те процессы,
которые часто выступают в качестве компонента многих заболеваний.
3. Частная патофизиология. Этот раздел включает типовые формы
нарушений органов и систем: дыхания, кровообращения, крови, пищева­
рения, эндокринной и нервной систем, печени, почек и т.д. Этот раздел
наиболее тесно сближен с клиникой, но есть и принципиальные отличия:
а) клиницисты изучают болезни на основании клинической симптома­
тики, диагностики, лечения и т.д. применительно к конкретному за­
болеванию и фиксируют внимание на специфических чертах, отли­
чающих одно заболевание от другого, или одно и то же заболевание,
но по-разному протекающее у различных людей;
б) патофизиологи же изучают то общее, что наблюдается у больных
при заболеваниях сердца, почек, печени, легких. Например, суть сер­
дечной недостаточности при различных заболеваниях сердца; легоч­
ную недостаточность при различных заболеваниях легких.
В последние годы эксперименты на животных существенно дополня­
ются исследованиями больного человека с помощью безвредных для него
методов (биохимических, ультразвуковых, иммунологических, компью­
терной томографии и др.). Речь идет о
клинической патофизиологии
,
как разделе патофизиологии.
Основной целью курса
клинической патофизиологии
является обу­
чение умению использовать полученные знания о патологических про­
цессах. происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспо­
собительных механизмов, обеспечивающих сохранение функции поражен­
ного органа, системы, о методах функциональной диагностики для вы­
бора рационального дифференцированного метода терапевтического ле­
5