для
прогноза.
Больной
жалуется на боли в живогс, что может быть
при брюшном тифе, аппендиците, холере и т.д. Поставив правильно
диагноз на основании знания этиологии, легко прогнозировать: ле
тальность при брюшном тифе достигает 2%, аппендиците - 2-3%, а
при холере - очень высокая.
5.
КРИТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ
И МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЭТИОЛОГИИ БОЛЕЗНИ
1
. МОНОКАУЗАЛИЗМ
(mono - один, causa - причина) - механисти
ческое учение, признающее значимость только причин и отрицающее роль
условий в возникновении заболевания. Его возникновение связано с бурным
развитием микробиологии и разработкой представлений об инфекционном
процессе. Стронники этого направления в медицине утверждали, что для
возникновения инфекционных болезней вполне достаточно проникновения
инфекционного возбудителя в организм, а реактивность организма, его ин
дивидуальная восприимчивость, условия жизни не имеют никакого значе
ния. Это учение материалистическое, но механистическое, так как слишком
упрощенно толкуется роль этиологического фактора. Сторонники этого на
правления в медицине считали причинную связь единственной связью, а она,
как известно, является только частицей всеобщей связи. Они не признавали
значимость условий, а саму каузальную связь превращали в простую механи
ческую связь, утверждая, что то, что содержится в причинном факторе, то и
содержится в следствии. Такого, как известно, не бывает: при воздействии на
живой организм какого-либо причинного фактора на последствиях этого
воздействия обязательно скажется и роль условий.
Сторонники это направления в понимании
этиологии сводят
на нет роль
врача и возможность, улучшая условия жизни человека, влиять на воз
никновение и развитие заболевания.
2.
КОНДИЦИОНАЛИЗМ
(лат conditio - условие) - субъективно-иде
алистическое направление в медицине, отрицающее объективную при
чинность возникновения болезней и подменяющее категорию причины
понятием суммы равноценных по значению условий. Появление этого
направления в медицине было связано с дальнейшим развитием естествоз
нания, и в частности микробиологии, сторонники которого попытались
опровергнуть монокаузализм. Их утверждения базировались на наблюде
ниях - проникновение патогенных микробов в организм человека не все
гда сопровождалось развитием заболевания:
нужны
были определенные
условия, которые, по их мнению, играли решающую роль. Ферворн и Ган-
земан утверждали, что принцип каузальности устарел. Они отвергали су
ществование причины, выбросив таким образом из всеобщей связи при
22