апробировались различные приемы и методы стимулирования и
контроля учебной деятельности студентов (разные способы отработок
академической задолженности, работа по составлению студенческих
рефератов, проведение олимпиады по дисциплине, разные способы
проведения экзамена). Справедливости ради отметим, что некоторые
из указанных новаций не выдержали проверки временем, другие же
закрепились и испльзуются уже в течение последующих 30 лет. В числе
таких удачных предложений профессора В.Г. Корпачева следует
отметить введенную им письменно-устную форму экзамена. Она
предполагает полный письменный ответ студента по трем основным
разделам учебной дисциплины с последующим устным
собеседованием по представленным ответам. Поскольку при этом
письменные тексты ответов остаются у экзаменатора и могут быть
востребованы для повторного анализа, это позволило резко снизить
количество так называемых конфликтных ситуаций и претензий по
поводу необъективно выставленной оценки.
Следует отметить также, что все изменения, касающиеся
содержания рабочих планов по дисциплине, проводились Валентином
Гавриловичем весьма взвешенно и осуществлялись только после
предварительной тщательной проработки, к чему привлекались все
преподаватели, и таким образом, каждый чувствовал себя
соучастником всех нововведений и ответственность за эту работу.
Так, например, тексты некоторых новых или существенно
переработанных лекций предварительно доводились до сотрудников
и обсуждались в рабочем порядке. Расширенную предварительную
апробацию прошла, например, лекция «Реактивность детского
возраста», впервые разработанная доцентом П.Я. Червяковым, с
приглашением профессора Е.К. Миняйло и сотрудников кафедры.
Удивительно полезной и заслуживающей уважения чертой
характера профессора В.Г. Корпачева была его способность (с чего
все и начиналось) убедить коллектив в целесообразности и пользе
усилий, которые приходилось предпринимать сотрудникам в целях
совершенствования практической деятельности кафедры. При этом
одновременно не снимались и другие задачи: проведение
экспериментальных научных исследований, работы по оформлению
и переоформлению учебных помещений средствами наглядности и
учебно-методической информации.
Без этого подхода, который можно определить как принцип
«осознанной необходимости ради общего дела», несомненно, в те годы
вряд ли бы стали возможными существенные позитивные изменения
10