1. Магический (колдовство).
2. Религиозный. Болезнь - это результат действия разгневанного
божества.
3. Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты принимаются за
существо болезни. Так возникло
онтологическое
(ontos - существо)
представление о сущности болезни, которая вызывается проникшим в
оранизм человека каким- то существом. Оно харак тери зов алось
некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.).
В период р абовладения болезнь связывали с н еблагоприятным
расположением светил, цифрой 13 и т.д. и считали, что болезнь является
результатом действия на человека разгневанного божества. Так, до
настоящего времени сохранился термин «сглазить».
По мере ра з ви тия куль туры , особенно в древней Греции ,
письменности появляется новое представление о сущности болезни -
гуморальное
, основоположником которого явился Гиппократ. В основе
его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они
считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей
(кости, жилы, сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь
желтая). Последние, передвигаясь и смешиваясь в геле человека,
определяют все жизненные проявления и воздействуют на них. Он считал,
что в строении человеческого тела существует незримая гармония,
выражающаяся в правильном смешивании жидких влаг
(кразис)
организма, что характерно для здоровья. Нарушение правильного
смешивания влаг (
дискразия)
приводит к болезни. Он считал, что человек
обладает естественными силами, способными бороться против болезни.
Природа, по мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому
он призывал врача, прежде всего, помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
1. Сохранилась до наших дней терминология , предложенная
Гиппократом (нефрит, пневмония и др.).
2. Сохранились некоторые принципы лечения: кровопускание, дача
слабительных, потогонных.
3. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-
этические установки -
«клятва Гиппократа».
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891-1976) издал
книгу о Гиппократе, назвав ее «Факел».
Одновременно с этим появилось другое направление, предста-вители
которого происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных
составных частей человеческого тела. Его назвали
солидарным
(solidus -
плотный). Оно возникло на основе атомистического учения Демокрита,
по мнению которого, все тела, составляющие природу, включая и
человека, состоит из атомов - мельчайших частиц. Болезнь же возникает
как от изменения формы атомов, гак и от неправильного расположения
52