Стр. 12 - 2

Упрощенная HTML-версия

исследователь не знает, что он ищет, то он не поймет и того, что найдет.
Академик И.П. Павлов говорил: «Если нет в голове идей, то не увидишь
и фактов.» Однако гипотеза не является чем-то абсолютно истинным.
«Гипотеза, - говорил И.П. Павлов, - иногда бывает нужна для того,
чтобы иметь право поставить опыт. А к вечеру она зачастую уже
негодна».
Исключительно важное значение при выполнении эксперимента имеет
методика его постановки, т.е. правильный выбор животного, форма
осуществления эксперимента (острый или хронический опыт ) ,
исполь зовани е соот вет ст вующих приборов , инструмен тария и
правильная организация контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значение для
успешного изучения закономерностей развития патологических
процессов . Например , экспериментальные язвы желудка следует
вызывать у крыс, а не у кроликов - у них часто наблюдаются спонтанные
язвы желудка. Инфекционные процессы не следует изучать на крысах -
они устойчивы к инфекции (лучше всего на кроликах, мышах). Аллергию,
анафилактический шок лучше всего моделировать на морских свинках
,
неврозы - на собаках, опухолевый процесс - на мышах.
Формы осуществления эксперимента
могут быть различными в
зависимости от цели исследования и проводиться в условиях острого
или хронического опыта. Для изучения патологических процессов
используют следующие основные методы эксперимента:
- метод выключения - удаление или повреждение какого-либо органа
(хирургическое, химическое, механическое) и сравнение появившихся
симптомов с клинической картиной заболевания при предполагаемом
п оражении функции т о го же ор г ан а у человека (удаление
поджелудочной железы, введение аллоксана или дитизона - сахарный
диабет);
- метод включения - введение в организм животных различных
веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение этих результатов
с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях
человека (введение тиреоидных гормонов - симптомы тиреотоксикоза);
- метод раздражения - путем различных воздействий изменяют
функции то го или иного ор г ан а (например , при р а здражении
блуждающего нерва возникает брадикардия);
- метод и золиров анных или «переживающих» ор г анов
(изолированное сердце, печень, легкие и т.д.) позволяет оценить истинный
характер, глубину повреждения этого органа и его вклад в развитие
недостаточности кровообращения, пищеварения, дыхания и т.п.;
-метод парабиоза - соединение и совместное функционирование двух
животных (парабион гов), что позволяет выяснить ряд вопросов о
гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;
- метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы
13