рургической, стоматологической, терапевтической, педиатрической
практике, в клинике неотложных состояний. Использование приемов
обезболивания и особенно изыскание новых эффективных способов
борьбы с болью требуют ясных представлений о функциональных,
биохимических и психофизиологических механизмах возникновения
болевых ощущений и их подавления. Исследование механизмов боли
имеет не только практическое, но и важное теоретическое значение,
представляя, по мнению академика П.К. Анохина, опорную веху на
большой и трудной дороге материалистического анализа психических
состояний.
ПЛАНПРОВЕДЕНИЯЗАНЯТИЯ
1. Проверка знаний студентов путем программированного конт
роля по теме занятия.
2. Обсуждение программного материала.
3. Закрепление учебного материала (просмотр слайдов, изучение
таблиц, решение ситуационных задач).
Цель занятия:
сформировать у студентов современные пред
ставление об этиологии, патогенезе, принципах профилактики н
устранения боли.
Врезультате проработки темы студент должен:
1. Знать определение понятия «боль», иметь представления об
этиологии боли.
2. Иметь представление о роли алгогенных факторов и
антиноцицептивной системы в возникновении боли.
3. Знать классификацию и нейрофизиологию боли, патогенез
острой и хронической боли.
4. Иметь представление о патогенетических принципах обезбо
ливания и значения боли для организма.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАСТУДЕНТОВ
ВОВНЕУЧЕБНОЕВРЕМЯ
Вопросы для повторения
1. Болевые рецепторы и проводящие пути боли.
2. Структура ифункции антиноцицептивной системы.
3. Синтез и секреция энкефалинов и эндорфинов.
107