Стр. 327 - ДИС

Упрощенная HTML-версия

326
клинические и лабораторные методы исследования, проводилось через 1 год и
2 года. Все данные заносились в карту обследования пациента (Приложение 5,
6). Обучение рациональной гигиене полости рта проводилось с учётом возраста
пациентов по методикам В.Г. Сунцова (дети школьного возраста) и А.Ж.
Гарифуллиной (дети дошкольного возраста) [57, 231].
Клинические методы исследования включали в себя сбор анамнеза, осмотр
полости рта, определение индексов интенсивности кариозного процесса (кп,
КПУ+кп, КПУ); индекса РМА; индекса гигиены Грина-Вермиллиона; ТЭР-тест,
КОСРЭ-тест в модификации Г.Г. Ивановой. Родителями заполнялась анкета,
подписывалось добровольное информированное согласие (Приложение 1, 7)
Стоматологическое обследование проводилось по методике, рекомендуемой
ВОЗ (1989) [226, 137].
В лаборатории исследовались физико-химические параметры ротовой
жидкости по известным методикам. Определяли общий кальций, фосфор;
активный калий и натрий; вязкость и скорость секреции слюны; рН слюны;
деминерализующую активность и утилизирующую способность осадка ротовой
жидкости; удельную электропроводность (УЭП), тип микрокристаллизации
слюны (МКС) и массу осадка ротовой жидкости; вычисляли произведение
растворимости (ПР), активную концентрацию ионов кальция и фосфора [14, 72,
86, 127, 241].
Деминерализующая активность и утилизирующая способность осадка ротовой
жидкости изучалась по методике В.К. Леонтьева и В.Г. Широбоковой (1978)
[129, 258]. Существующий способ имеет недостаток: его можно использовать
лишь при наличии 150 мг. осадка ротовой жидкости, который присутствует в
смешанной слюне взрослых, по большей части, кариесподверженных лиц. По
нашим данным у кариесрезистентных детей дошкольного возраста в ротовой
жидкости присутствует часто значительно меньше осадка, чем у взрослых
людей, поэтому для изучения деминерализующей активности и