50
ухудшению эксплуатационных свойств как нового, так и ремонтируемого
двигателя.
Газотурбинный двигатель является средним по габаритным размерам,
сложным специфическим многозвенным изделием, состоящим из большого
числа частей и систем, многие элементы которых являются
высокопрецизионными. Число сборочных единиц на двигателе достигает
сотен и даже тысяч.
В технологию авиационного производства внедрены многие достижения
науки и техники. Однако отдельные этапы сборочного производства с
позиций медицины труда проработаны недостаточно. Так сборка ГТД слабо
механизирована и автоматизирована, имеет большую трудоёмкость, которая
в серийном производстве авиационных двигателей составляет не менее 25%
от общей трудоёмкости изготовления ГТД.
Отдельные вспомогательные работы выполняются до начала сборочных
работ: комплектование, маркирование, очистка и промывка изделий.
Комплектование двигателей предусматривает создание комплекта
сборочных элементов ГТД, полностью удовлетворяющих заданным
технологическим требованиям, и передачу его со склада готовой продукции
на сборочные участки. В процессе комплектования производят подбор
сборочных элементов. Комплектование даже в пределах одного цеха может
быть ручным, частично или полностью автоматизированным.
Маркирование – нанесение
на
изделие
знаков
(маркировок),
характеризующих его отличительные признаки. В цехах № 8 и 46, в
основном, используется электрическое маркирование путём образования
знаков на поверхности выжиганием электрической дугой. Для этой цели
используются электрогравировальные аппараты. При этом в воздух рабочей
зоны в незначительных количествах выделяются аэрозоли металлов, озон и
окислы азота.
Очистка и промывка изделий производится перед сборкой, при
расконсервации, в процессе сборки (в случае необходимости). Кроме того,