субъективного восприятия этой угрозы. При этом уязвимость индивидуума к
стрессу определяется балансом между двумя различными силами, а именно,
стрессом и гибкостью. Важно, что генетические факторы и влияние
окружающей среды, особенно в критические периоды развития личности,
вносят вклад в психологические характеристики каждого индивидуума. Все это
влияет на формирование эмоционального статуса человека [21, 25, 32, 53, 80,
91, 93].
Эмоции регулируются лимбической системой. В этом регулировании
участвуют сенсорные таламические ядра, базолатеральное и миндалевидное
тело, голубоватое место, гиппокамп и гипоталамус. Этот же комплекс структур
головного мозга участвует в стрессовом ответе. Это объясняет, почему
эмоциональные угрозы особенно эффективны в мобилизации системы ответа
на стресс у людей [5, 15].
Некоторые факторы, определяющие ответ индивидуума на стресс,
унаследованы. По некоторым оценкам около половины и даже до двух третей
различий в чертах индивидуальности, определяются генетическими факторами
[99]. Однако существенное количество различий ответа на стресс зависит и от
окружающей среды, включая события в ранней жизни и более поздние события
[7, 25, 32].
Различные психосоциальные травмы приводят в движение целый каскад
ментальных изменений, который часто заканчивается отдаленной
предрасположенностью к беспокойству, тревоге, депрессии или к другим
связанным со стрессом изменениям [25, 32, 77, 224, 393].
Постигая механизм ответа на стресс и все более понимая серьезность
дисрегуляции этого механизма, следует признать необходимость борьбы с
неадекватным ответом на стресс. Необходимо обучать склонных к стрессу
пациентов улучшать их навыки преодоления стресса, минимизируя их
реактивность к будущему стрессу [1, 36, 37, 52, 54]. Глубокое понимание