Стр. 493 - 2

Упрощенная HTML-версия

материалы под названием «Из записной книжки (мысли с продол­
жением)». Вопрос о духовном состоянии общества в нашей стра­
не, благодаря средствам массовой информации, упирается в на­
циональную идею, а последняя - в религию, точнее - в правосла­
вие. Образование, общая культура, мораль при этом ушли с пере­
днего плана.
Но вначале обратимся к классикам.
На вопрос: «Нужна ли России национальная идея и как она
может выглядеть?» - ответил газете «Аргументы недели» (2007,
№ 31 (65)
Александр Исаевич Солженицын.
-
Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного
содержания. Можно согласиться, что это - когда-то популярная
идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владею­
щее её населением. Такое объединительное представление-поня-
тие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть ис­
кусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильствен­
но. В обозримые исторические периоды подобные представления
устоялись, например во Франции (после XVIII века), Великобри­
тании, Соединённых Штатах, Германии, Польше и др.
Когда дискуссия о «национальной идее» довольно поспешно
возникла в послекоммунистической России, я пытался охладить
её возражением, что, после всех пережитых нами изнурительных
потерь, нам на долгое время достаточно задачи
Сбережения гиб­
нущего народа.
Известный русский писатель
Юрий Белов
с болью говорит,
что в жизни современной России остро встал вопрос о её нрав­
ственно-духовном состоянии. «Духовная культура есть процесс и
результат осуществления базовых ценностей человека. Прежде
всего, его представление о добре и зле, красоте и истине. И, ко­
нечно же, представлений о святости - о том, чем невозможно по­
ступиться, пренебречь: любовью к Отечеству, долгом перед ним,
совестью, честью. ...Народ жив, пока жива, защищена его куль­
тура. Разрушение советской культуры (труда, быта, отношений
между людьми) с жестокой закономерностью ведёт к разруше­
нию её корневой основы - великой русской культуры.
492