материалы под названием «Из записной книжки (мысли с продол
жением)». Вопрос о духовном состоянии общества в нашей стра
не, благодаря средствам массовой информации, упирается в на
циональную идею, а последняя - в религию, точнее - в правосла
вие. Образование, общая культура, мораль при этом ушли с пере
днего плана.
Но вначале обратимся к классикам.
На вопрос: «Нужна ли России национальная идея и как она
может выглядеть?» - ответил газете «Аргументы недели» (2007,
№ 31 (65)
Александр Исаевич Солженицын.
-
Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного
содержания. Можно согласиться, что это - когда-то популярная
идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владею
щее её населением. Такое объединительное представление-поня-
тие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть ис
кусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильствен
но. В обозримые исторические периоды подобные представления
устоялись, например во Франции (после XVIII века), Великобри
тании, Соединённых Штатах, Германии, Польше и др.
Когда дискуссия о «национальной идее» довольно поспешно
возникла в послекоммунистической России, я пытался охладить
её возражением, что, после всех пережитых нами изнурительных
потерь, нам на долгое время достаточно задачи
Сбережения гиб
нущего народа.
Известный русский писатель
Юрий Белов
с болью говорит,
что в жизни современной России остро встал вопрос о её нрав
ственно-духовном состоянии. «Духовная культура есть процесс и
результат осуществления базовых ценностей человека. Прежде
всего, его представление о добре и зле, красоте и истине. И, ко
нечно же, представлений о святости - о том, чем невозможно по
ступиться, пренебречь: любовью к Отечеству, долгом перед ним,
совестью, честью. ...Народ жив, пока жива, защищена его куль
тура. Разрушение советской культуры (труда, быта, отношений
между людьми) с жестокой закономерностью ведёт к разруше
нию её корневой основы - великой русской культуры.
492