Стр. 41 - 2

Упрощенная HTML-версия

план выступали совершенно другие интересы, заботы об удовлет­
ворении других жгучих потребностей момента. Тогда не в ред­
кость было слышать: «Не до высшего теперь образования, да и
вообще не до учения». Слышались и такие голоса: «России сей­
час не ВУЗы нужны, а техникумы: создать техников - вот задача
времени». Учитывалось и третье обстоятельство: а где возьмём
мы научные силы для ВУЗа? Откуда возьмём библиотеку, без
которой ВУЗ как научное учреждение не мыслился. Библиотека -
склад вековых мыслей человечества. Ведь каждая новая научная
мысль корнями уходит в этот склад ценностей, питается ими и не
мыслима вне связи с ними.
По вопросу о научных силах и библиотеке мне припоминает­
ся один эпизод из того периода прошлого, когда шла полемика:
нужен или не нужен университет Сибири? Тогда голоса против
открытия университета раздавались не только из консервативно­
го лагеря. Такие голоса слышались и от людей вполне «передо­
вых». Одна из газет Приволжского Края первая выступила с та­
кой приблизительно конъюнктурой: а кто поедет в Сибирь учить­
ся? Какой профессор захочет ехать в Сибирь преподавать? Из
кого будет состоять контингент учащихся? Из недоучек сибирс­
ких гимназистов? Не даст ли Сибирский университет вместо дей­
ствительно культурных сил, которыми Сибирь может быть удов­
летворена из ВУЗов Европейской России, особый тип «полуобра­
зованного азиатца»? Эта мысль была подхвачена частью и дру­
гой прессы (Отеч. Записки и др.) и боязнь «полуобразованности»
будущих питомцев Сибирского университета смущала многих ис­
кренних друзей науки. В момент учёта возможностей создания
Мед.ВУЗа в Омске этот эпизод невольно всплывал в памяти. Дей­
ствительно думалось, не создадим ли мы в Омске, при той реаль­
ной обстановке, которая имелась тогда, вместо высшего научно­
учебного учреждения, что-нибудь в роде повышенного типа фель­
дшерской школы?
Казалось, что в наличных тогда условиях и перспективах
Мед.ВУЗа в Омске создать нельзя. А когда выявилось еще, что
во главе инициативной группы становятся люди пришлые, не свя­
занные кровно с Краем и незнакомые с традициями его по этому
40