план выступали совершенно другие интересы, заботы об удовлет
ворении других жгучих потребностей момента. Тогда не в ред
кость было слышать: «Не до высшего теперь образования, да и
вообще не до учения». Слышались и такие голоса: «России сей
час не ВУЗы нужны, а техникумы: создать техников - вот задача
времени». Учитывалось и третье обстоятельство: а где возьмём
мы научные силы для ВУЗа? Откуда возьмём библиотеку, без
которой ВУЗ как научное учреждение не мыслился. Библиотека -
склад вековых мыслей человечества. Ведь каждая новая научная
мысль корнями уходит в этот склад ценностей, питается ими и не
мыслима вне связи с ними.
По вопросу о научных силах и библиотеке мне припоминает
ся один эпизод из того периода прошлого, когда шла полемика:
нужен или не нужен университет Сибири? Тогда голоса против
открытия университета раздавались не только из консервативно
го лагеря. Такие голоса слышались и от людей вполне «передо
вых». Одна из газет Приволжского Края первая выступила с та
кой приблизительно конъюнктурой: а кто поедет в Сибирь учить
ся? Какой профессор захочет ехать в Сибирь преподавать? Из
кого будет состоять контингент учащихся? Из недоучек сибирс
ких гимназистов? Не даст ли Сибирский университет вместо дей
ствительно культурных сил, которыми Сибирь может быть удов
летворена из ВУЗов Европейской России, особый тип «полуобра
зованного азиатца»? Эта мысль была подхвачена частью и дру
гой прессы (Отеч. Записки и др.) и боязнь «полуобразованности»
будущих питомцев Сибирского университета смущала многих ис
кренних друзей науки. В момент учёта возможностей создания
Мед.ВУЗа в Омске этот эпизод невольно всплывал в памяти. Дей
ствительно думалось, не создадим ли мы в Омске, при той реаль
ной обстановке, которая имелась тогда, вместо высшего научно
учебного учреждения, что-нибудь в роде повышенного типа фель
дшерской школы?
Казалось, что в наличных тогда условиях и перспективах
Мед.ВУЗа в Омске создать нельзя. А когда выявилось еще, что
во главе инициативной группы становятся люди пришлые, не свя
занные кровно с Краем и незнакомые с традициями его по этому
40